Створы Сигутских врат украшены бронзовыми пластинами с рельефными композициями на ветхозаветные и новозаветные темы. Среди фигур изображенных на вратах, фигура магдебургского епископа Вихмана и плоцкого епископа Александра.По их заказу ворота были изготовлены в 1152-1154 годах. Внижней части левой створы помещены фигуры двух мастеров-литейщиков, возможно причастных к созданию врат. Надписи дают их имена Риквин и Вайсмут. В центре нижней части створы-третья фигура. Над ней начертано "Мастер Авраам". В его руках молот и клещи. Специалисты полагают, что это изображение новгородского мастера, собиравшего врата в Новгороде.
На западном фасаде собора, над вратами - фресковая роспись, выполненая в начале XVI века.
Интересны также врата Корсунские, ведущие в Рождественский придел собора. Эти бронзовые врата XI века византийской работы, с изображением крестов и с растительным орнаментом, по преданию дар Ярослава Мудрого новгородцам. Были в Софийском соборе врата Васильевские, названные так по имени новгородского архиепископа Василия. Изготовлялись они новгородскими мастерами. В 1570 году, после подавления боярского заговора в Новгороде, Иван Грозный вывез Васильевские врата в Александровскую слабоду под Москву.
Внутри собор также величественен, как и снаружи. При центральной нерфе, образованной мощными , кресчатами в плане столбами, с восточной стороны завершаются полуциркульными алтарными апсидами, средняя из которых украшена мозаичными плитами. В юго-западном углу основного массива здания, в прямоугольной башне расположена широкая винтовая лестница, которая ведет в верхний этаж на так называемые палати, охватывающие собор с трех сторон. На палатях и в башне находились тайники, где хранилась казна "Дома святой Софии" и Великого Новгорода. Но тайники не всегда спасали сокровища Софии. В 1066 году полоцкий князь Всеслав Брячиславич неожиданно напал на Новгород, похитил из собора церковную утварь, колокола. В XVII веке шведы во главе с Делагарди грабили Новгород, похитили и ценности из собора.
Новгородская летопись свидетельствует, что Софийский собор начали расписывать внутри в XI веке. От росписи XI-XII веков до нас дошли только небольшие фрагменты.
При реставрации собора в конце прошлого века В.В.Суслов открыл сохранившуюся в ряде мест древнейшую роспись. В главном куполе было расчищено изображение Христа "Вседержателя", несколько ниже четырех архангелов и между окон центрального барабана, в простенках изображение восьми пророков.
Страшному разрушению подверглась роспись собора во время фашистской оккупации. В 1941 году немецкий снаряд пробил купол, был выбит один из простенков барабана центральной главы. Из фресок в куполе сохранились изображения пророков Соломона, Даниила и нескольких других. Размеры этих фигур более двух с половиной метров. Роспись XI века сохранилась только на северной пиллстре Мартирьевской паперти. Это черезвычайно интересное изображение императора Константина и матери его Елены. Фигуры написаны плоскостно, но рисунок исполнен уверенно и свободно , цветовая гамма сдержана . Раскопы в Мартирьевской паперти,
Похожие статьи:
Искусство империи Ахеменидов
Персы и мидяне — племена индоевропейского происхождения, населявшие Иран, — впервые упоминаются в ассирийских хрониках IX в. до н. э. В 550 г. до н. э. персидский царь Кир II Великий (558—530 гг. до н. э.), происходивший из династии Ахеме ...
Новейшее время и его культура
Ход гуманистической болезни направлял враг рода человеческого, подбрасывая болящему новые порции лжи. Материализм — не последняя его цель. Обезверившихся людей он заставит поклониться себе.
Где грань, отделяющая наивный гуманизм от оккул ...
Функциональность одежды и народные традиции
Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит и от её назначения. Творческая деятельность модельеров, а следовательно, и творчество на базе народных мотивов зависят от ряда объективных факторов. Одним из ни ...
Разделы