Софийский собор

Другая культура » Софийский собор

Страница 3

Створы Сигутских врат украшены бронзовыми пластинами с рельефными композициями на ветхозаветные и новозаветные темы. Среди фигур изобра­женных на вратах, фигура магдебургского епископа Вихмана и плоцкого епископа Александра.По их заказу ворота были изготовлены в 1152-1154 годах. Внижней части левой створы помещены фигуры двух мастеров-литей­щиков, возможно причастных к созданию врат. Надписи дают их имена Рик­вин и Вайсмут. В центре нижней части створы-третья фигура. Над ней на­чертано "Мастер Авраам". В его руках молот и клещи. Специалисты пола­гают, что это изображение новгородского мастера, собиравшего врата в Новгороде.

На западном фасаде собора, над вратами - фресковая роспись, выполненая в начале XVI века.

Интересны также врата Корсунские, ведущие в Рождественский придел собора. Эти бронзовые врата XI века византийской работы, с изображени­ем крестов и с растительным орнаментом, по преданию дар Ярослава Муд­рого новгородцам. Были в Софийском соборе врата Васильевские, назван­ные так по имени новгородского архиепископа Василия. Изготовлялись они новгородскими мастерами. В 1570 году, после подавления боярского заго­вора в Новгороде, Иван Грозный вывез Васильевские врата в Александ­ровскую слабоду под Москву.

Внутри собор также величественен, как и снаружи. При центральной нерфе, образованной мощными , кресчатами в плане столбами, с восточной стороны завершаются полуциркульными алтарными апсидами, средняя из ко­торых украшена мозаичными плитами. В юго-западном углу основного мас­сива здания, в прямоугольной башне расположена широкая винтовая лест­ница, которая ведет в верхний этаж на так называемые палати, охватыва­ющие собор с трех сторон. На палатях и в башне находились тайники, где хранилась казна "Дома святой Софии" и Великого Новгорода. Но тайники не всегда спасали сокровища Софии. В 1066 году полоцкий князь Всеслав Брячиславич неожиданно напал на Новгород, похитил из собора церковную утварь, колокола. В XVII веке шведы во главе с Делагарди грабили Нов­город, похитили и ценности из собора.

Новгородская летопись свидетельствует, что Софийский собор начали расписывать внутри в XI веке. От росписи XI-XII веков до нас дошли только небольшие фрагменты.

При реставрации собора в конце прошлого века В.В.Суслов открыл сохранившуюся в ряде мест древнейшую роспись. В главном куполе было расчищено изображение Христа "Вседержателя", несколько ниже четырех архангелов и между окон центрального барабана, в простенках изображе­ние восьми пророков.

Страшному разрушению подверглась роспись собора во время фашист­ской оккупации. В 1941 году немецкий снаряд пробил купол, был выбит один из простенков барабана центральной главы. Из фресок в куполе сох­ранились изображения пророков Соломона, Даниила и нескольких других. Размеры этих фигур более двух с половиной метров. Роспись XI века сох­ранилась только на северной пиллстре Мартирьевской паперти. Это через­вычайно интересное изображение императора Константина и матери его Елены. Фигуры написаны плоскостно, но рисунок исполнен уверенно и сво­бодно , цветовая гамма сдержана . Раскопы в Мартирьевской паперти,

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Искусство империи Ахеменидов
Персы и мидяне — племена индоевропейского происхождения, населявшие Иран, — впервые упоминаются в ассирийских хрониках IX в. до н. э. В 550 г. до н. э. персидский царь Кир II Великий (558—530 гг. до н. э.), происходивший из династии Ахеме ...

Новейшее время и его культура
Ход гуманистической болезни направлял враг рода человеческого, подбрасывая болящему новые порции лжи. Материализм — не последняя его цель. Обезверившихся людей он заставит поклониться себе. Где грань, отделяющая наивный гуманизм от оккул ...

Функциональность одежды и народные традиции
Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит и от её назначения. Творческая деятельность модельеров, а следовательно, и творчество на базе народных мотивов зависят от ряда объективных факторов. Одним из ни ...