Переплетение культур в Передней Азии

Другая культура » Переплетение культур в Передней Азии

Страница 1

На протяжении многих веков, прошедших после крушения империи фарао-

нов, каменные громады пирамид и развалины грандиозных храмов поражали

воображение новых хозяев Нила, напоминая о том, что там некогда расц-

ветала великая культура.

На восток от Египта только холмы, мало гармонирующие с общим пей-

зажем долины Тигра и Евфрата, возбуждали порой любопытство путешествен-

ников, да, пожалуй, еще глиняные черепки - частые находки арабов -,

испещренные какими-то знаками, похожими "на следы птицы на мокром пес-

ке".

Между тем в Месопотамии, на нынешней территории Ирака, в очень

далекие времена возникла и утвердилась столь же высокая, как в Египте,

культура, сыгравшая не меньшую роль в истории человечества.

О могущественном некогда Вавилонском царстве и о великой асси-

рийской державе еще до прошлого века было известно только из Библии да

из писаний Геродота и некоторых других древних авторов. Были такие го-

сударства и такие народы, много пролившие крови в бесчисленных войнах,

много строившие и, по-видимому,преуспевшие во многих знаниях, но како-

ва была их культура и что она дала человечеству, оставалось неясным.

Ибо никакими памятниками этой культуры, если не считать обожженных

глиняных табличек с непонятными знаками, потомство не располагало.

Французскому консулу в Мосуле Полю-Эмилю Ботта принадлежит честь

первого археологического открытия в Двуречье. Узнав, что он интересу-

ется этими странными табличками, какой-то араб сообщил ему, что их

множество в его деревушке, где их давно уже употребляют на хозяйствен-

ные нужды. Ботта организовал раскопки на холме около указанной арабом

деревни и обнаружил под мусором и землей не только черепки, но целые

стены и рельефы с изображением каких-то диковинных зверей. Так были

открыты развалины ассирийского царского дворца.

Теперь известно, что в зодчестве и в ваянии древние обитатели

Двуречья были, вероятно, не менее плодовиты, чем египтяне. Как же мог-

ло случиться, что мусор и песок покрыли остатки всего, что когда-то

было создано ими ?

Двуречье было бедно камнем, и потому строили там из кирпича. Кир-

пичные же постройки погибли от времени .

В отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий оби-

тал один народ и существовало одно государство, в долине Тигра и Евф-

рата одно государственное образование не раз сменялось другим, различ-

ные народы воевали между собой, причем победители обычно разрушали до

основания храмы, крепости и города побежденных.

И наконец, Вавилония, не защищенная извне, как Египет,труднопро-

ходимыми песками, часто подвергалась вражеским нашествиям, разорявшим

страну,

Так погибли многие великие творения искусства и была предана заб-

вению великая культура.

Народы различного происхождения, враждовавшие друг с другом

в Двуречье, создали несколько культур, и все же искусство их в своей

совокупности отмечено общими чертами, глубоко отличающими его от еги-

петского.

Искусство древних народов юга Месопотамии обычно обозначается как

вавилонское искусство; это название распространяется на название не

только самого Вавилона ( начало II тысячелетия до н.э.), но и некогда

самостоятельных шумеро-аккадских государств ( IV-III тысячелетия до

н.э.), объединенных затем Вавилоном. Ибо вавилонскую культуру можно

считать прямой наследницей шумеро-аккадской культуры.

Как и культура Египта и, вероятно, примерно в одно и то же время,

эта культура возникла в Двуречье в конце неолита опять же в связи с

рационализацией земледелия. Если Египет, по выражению Геродота,- дар

Нила, то и Вавилон следует признать даром Тигра и Евфрата, так как ве-

сенние разливы этих рек оставляют вокруг благодатные для почвы наслое-

ния ила.

И здесь первобытнообщинный строй сменился постепенно рабовладель-

ческим. Однако в Двуречье долго не существовало единого государства,

управляемого единой деспотической властью. Такая власть была установ-

лена в отдельных городах-государствах, постоянно враждовавших между

собой из-за полива полей, из-за рабов и скота. Вначале власть эта на-

ходилась целиком и полностью в руках жречества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Гюстав Курб
В развитии реалистического искусства в Европе имя французского живописца Гюстава Курбе (Courbet) занимает особое место. Он был одним из тех, кто, опираясь на лучшие достижения старых мастеров, воплотил в своем творчестве важнейшие принцип ...

Расин в оценке французских классиков XIX века
В своей знаменитой книге «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями» (1800) мадам де Сталь проводит сравнительный анализ древней и новой литературы. Подчеркивая превосходство последней, писательница приходит к выв ...

Ограничитель в толкованиях о классике
Может быть классика – своего времени: классика в литературе 18 столетия и в литературе века 20-го, то, что не будет отнесено к вневременным ценностям. Что поделаешь, если сама поэтика, предположим "Слова о полку Игореве" восприн ...