На протяжении многих веков, прошедших после крушения империи фарао-
нов, каменные громады пирамид и развалины грандиозных храмов поражали
воображение новых хозяев Нила, напоминая о том, что там некогда расц-
ветала великая культура.
На восток от Египта только холмы, мало гармонирующие с общим пей-
зажем долины Тигра и Евфрата, возбуждали порой любопытство путешествен-
ников, да, пожалуй, еще глиняные черепки - частые находки арабов -,
испещренные какими-то знаками, похожими "на следы птицы на мокром пес-
ке".
Между тем в Месопотамии, на нынешней территории Ирака, в очень
далекие времена возникла и утвердилась столь же высокая, как в Египте,
культура, сыгравшая не меньшую роль в истории человечества.
О могущественном некогда Вавилонском царстве и о великой асси-
рийской державе еще до прошлого века было известно только из Библии да
из писаний Геродота и некоторых других древних авторов. Были такие го-
сударства и такие народы, много пролившие крови в бесчисленных войнах,
много строившие и, по-видимому,преуспевшие во многих знаниях, но како-
ва была их культура и что она дала человечеству, оставалось неясным.
Ибо никакими памятниками этой культуры, если не считать обожженных
глиняных табличек с непонятными знаками, потомство не располагало.
Французскому консулу в Мосуле Полю-Эмилю Ботта принадлежит честь
первого археологического открытия в Двуречье. Узнав, что он интересу-
ется этими странными табличками, какой-то араб сообщил ему, что их
множество в его деревушке, где их давно уже употребляют на хозяйствен-
ные нужды. Ботта организовал раскопки на холме около указанной арабом
деревни и обнаружил под мусором и землей не только черепки, но целые
стены и рельефы с изображением каких-то диковинных зверей. Так были
открыты развалины ассирийского царского дворца.
Теперь известно, что в зодчестве и в ваянии древние обитатели
Двуречья были, вероятно, не менее плодовиты, чем египтяне. Как же мог-
ло случиться, что мусор и песок покрыли остатки всего, что когда-то
было создано ими ?
Двуречье было бедно камнем, и потому строили там из кирпича. Кир-
пичные же постройки погибли от времени .
В отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий оби-
тал один народ и существовало одно государство, в долине Тигра и Евф-
рата одно государственное образование не раз сменялось другим, различ-
ные народы воевали между собой, причем победители обычно разрушали до
основания храмы, крепости и города побежденных.
И наконец, Вавилония, не защищенная извне, как Египет,труднопро-
ходимыми песками, часто подвергалась вражеским нашествиям, разорявшим
страну,
Так погибли многие великие творения искусства и была предана заб-
вению великая культура.
Народы различного происхождения, враждовавшие друг с другом
в Двуречье, создали несколько культур, и все же искусство их в своей
совокупности отмечено общими чертами, глубоко отличающими его от еги-
петского.
Искусство древних народов юга Месопотамии обычно обозначается как
вавилонское искусство; это название распространяется на название не
только самого Вавилона ( начало II тысячелетия до н.э.), но и некогда
самостоятельных шумеро-аккадских государств ( IV-III тысячелетия до
н.э.), объединенных затем Вавилоном. Ибо вавилонскую культуру можно
считать прямой наследницей шумеро-аккадской культуры.
Как и культура Египта и, вероятно, примерно в одно и то же время,
эта культура возникла в Двуречье в конце неолита опять же в связи с
рационализацией земледелия. Если Египет, по выражению Геродота,- дар
Нила, то и Вавилон следует признать даром Тигра и Евфрата, так как ве-
сенние разливы этих рек оставляют вокруг благодатные для почвы наслое-
ния ила.
И здесь первобытнообщинный строй сменился постепенно рабовладель-
ческим. Однако в Двуречье долго не существовало единого государства,
управляемого единой деспотической властью. Такая власть была установ-
лена в отдельных городах-государствах, постоянно враждовавших между
собой из-за полива полей, из-за рабов и скота. Вначале власть эта на-
ходилась целиком и полностью в руках жречества.
Похожие статьи:
Гюстав Курб
В развитии реалистического искусства в Европе имя французского живописца Гюстава Курбе (Courbet) занимает особое место. Он был одним из тех, кто, опираясь на лучшие достижения старых мастеров, воплотил в своем творчестве важнейшие принцип ...
Расин в оценке французских классиков XIX века
В своей знаменитой книге «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями» (1800) мадам де Сталь проводит сравнительный анализ древней и новой литературы. Подчеркивая превосходство последней, писательница приходит к выв ...
Ограничитель в толкованиях о классике
Может быть классика – своего времени: классика в литературе 18 столетия и в литературе века 20-го, то, что не будет отнесено к вневременным ценностям. Что поделаешь, если сама поэтика, предположим "Слова о полку Игореве" восприн ...
Разделы