ванного защищать его интересы в сонме прочих богов. Лучше других сох-
ранился зиккурат (высотой 21 метр) в городе Уре, сооруженный в XXII -
XXI вв. до н.э
Как "небожителю" по самой своей природе, божеству полагалось про-
живать на большей высоте, чем смертному.
В верхней башне зиккурата, наружные стены которой иногда покрыва-
лись голубым глазурованным кирпичем, находилось святилище. Туда не до-
пускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого
стола. Святилище и было "жилищем" бога, который почивал в нем по но-
чам, обслуживаемый целомудренной женщиной. Но это же святилище исполь-
зовалось жрецами для более конкретных нужд: они поднимались туда каж-
дую ночь для астрономических наблюдений, часто связанных с календарны-
ми сроками сельскохозяйственных работ.
Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но
в случае послушания обещал их при жизни . Принцип незыблемости не оп-
ределял верований жителей Двуречья, где главенство переходило то к од-
ному городу, то к другому.
Религия и история Вавилона более динамичны, чем религия и история
Египта. Более динамично и вавилонское искусство.
Арка . Свод . Некоторые исследователи приписывают вавилонским
зодчим изобретение этих архитектурных форм, легших в основу всего
строительного искусства древнего Рима и средневековой Европы. В самом
деле, покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных один к другому по
кривой линии и удерживаемых таким образом в равновесии, широко приме-
нялось в Вавилонии, как видно по остаткам дворцов, каналов и мостов,
обнаруженных в Месопотамии. Сооружение сводчатого стока воды в Ниппу-
ре, центре древнейшего шумерского племенного союза, следует отнести к
III тысячелетию до н.э А сводчатые потолки в царских гробницах Ура,
древнейшем месте культа шумерского бога Луны, еще на четыре-пять веков
старше.
По-видимому, не в долине Нила, а в долине Тигра и Евфрата следует
искать прообразы европейской архитектуры нашей эры. Ибо не упрямая го-
ризонталь, а ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в
Вавилонии архитектурную композицию храма.
Ко второй половине IV тысячелетия относится найденная в Уруке,
одном из древнейших центров шумерской культуры, мраморная женская го-
лова, вероятно голова богини. Благородство, ясность и внутренняя гар-
моничность образа предвосхищают на несколько тысячелетий великое ис-
кусство Эллады. А огромные, ныне пустые глазницы (некогда инкрустиро-
ванные цветными камнями) придают всему лику подлинно незабываемую вы-
разительность.
Вероятно, в эти же далекие времена шумеры ввели в обращение ка-
менные цилиндрические печати - амулеты с вырезанными человеческими и
звериными фигурами. Среди них - самые ранние образцы так называемой
геральдической композиции с точно выделанной средней осью и симметрич-
но расположенными по бокам фигурами: эта стройная и внутренне уравно-
вешенная композиция станет впоследствии типичной для всего искусства
Передней Азии.
Наследие доисторических времен, магический образ Зверя, главенс-
твует во многих произведениях вавилонского изобразительного искусства.
Чаще всего это лев или бык. Ведь и в молитвенных гимнах Двуречья
ярость богов сравнивали со львиной, а мощь их - с бешеной силой дикого
быка. В поисках сверкающего, красочного эффекта вавилонский ваятель
любил изображать могучего зверя с глазами и высунутым языком из ярких
цветных камней.
.Медный рельеф, некогда возвышавшийся над входом шумерского храма
в аль-Обейде (2600 лет до н.э.). Орел с львиной головой, сумрачный и
непоколебимый, как сама судьба, с широко распластанными крыльями, ког-
тями удерживает двух симметрично стоящих оленей с декоративно-затейли-
во разветвленными рогами. Покоен орел, победно восседающий над оленя-
ми, покойны и схваченные им олени. Предельно ясная и предельно внуши-
тельная своей стройностью и внутренней силой, типично геральдическая
композиция.
Исключительный интерес по мастерству исполнения и по замечатель-
ной декоративности, в сочетании с самой причудливой фантазией, предс-
тавляет пластинка с перламутровой инкрустацией по черной эмали, укра-
Похожие статьи:
Эра радио
В 1925 году Телерадиовещательная компания Токио (предшественник NHK) начала своё вещание. И в том же самом году 12 студентов, участвовавших в постановке, стали первыми сейю в Японии - именно так они себя назвали, но в газетных заметках то ...
Римская империя
В конце I в. до н. э. римская аристократическая республика прекратила свое существование, на смену ей пришло время империи. Перед искусством Рима встала задача прославления императора и его власти.
Некоторое отступление от реалистически ...
Фрэнсис Бэкон и английская литературная критика XVII века
Начальный период развития английской литературной критики в XVI - начале XVII вв. отмечен господством нормативно-предписательной критики, характерной для дедуктивно-силлогического метода. Сочинения Уилсона, Эшема, Гасконя, Уэбба, Патнема, ...
Разделы