Религия в Двуречье была опорой рабовладельческой верхушки. Однако
сама эта верхушка не была устойчивой, ибо главенство постоянно перехо-
дило от одного города-государства к другому. Не заупокойный культ, не
мечта продлить и в загробном мире все блага жизни вместе с властью,
вдохновляли учение шумеро-аккадских жрецов. Жестокая борьба без пощады
для побежденных определяла мировоззрение тамошних земных владык, внед-
ривших его в сознание своих подданных.
Смерть неизбежна, и смерть ужасна. Герой древнего вавилонского
эпоса отважный и непобедимый Гильгамеш, "на две трети бог, на одну -
человек", обретает бессмертие, но не может им воспользоваться, ибо в
царстве мертвых "траву молодости" съедает змея.
В вавилонском искусстве нельзя встретить изображение погребальных
сцен. Все помыслы, все устремления вавилонянина - в той действитель-
ности, которую ему открывает жизнь. Но жизнь не солнечная, не цвету-
щая, а жизнь, исполненная загадок, основанная на борьбе, жизнь, зави-
сящая от воли высших сил, добрых духов и злых демонов, тоже ведущих
между собой беспощадную борьбу.
Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играли
культ воды и культ небесных светил.
Культ воды - с одной стороны, как доброй силы, источника плодоро-
дия, а с другой - как силы злой, беспощадной, очевидно не раз опусто-
шавшей эти края ( как и в древних еврейских сказаниях, грозная легенда
о потопе приводится с поразительным совпадением подробностей и в ска-
заниях Шумеры).
Культ небесных светил - как проявление божественной воли.
Ответить на вопросы, научить жить, не встречаясь со злыми духа-
ми,огласить божественную волю - все это мог сделать только жрец. И
действительно, жрецы знали очень много - тому свидетельство вавилонс-
кая наука, родившаяся в жреческой среде. В математике, необходимой для
оживления торговли городов Двуречья, для сооружения плотин и передела
полей, были достигнуты замечательные успехи. Вавилонская шестидесяте-
ричная система счисления жива по сей день в наших минутах и секундах.
Значительно опередив египтян, вавилонские астрономы преуспели в наблю-
дении небесных светил: "козлов", т.е. планет, и "спокойно пасущихся
овец", т.е. неподвижных звезд; они вычислили законы обращения Солнца,
Луны и повторяемости затмений. Но все их научные знания и поиски были
связаны с магией и гаданием. Звезды, созвездия, равно как и внутрен-
ности приносимых в жертву животных, должны были дать разгадку будуще-
го. Заклинания, заговоры и волшебные формулы были известны только жре-
цам да звездочетам. И потому мудрость их почиталась волшебной, как бы
сверхъестественной.
Таинственные знаки на обожженных глиняных плитках были расшифрова-
ны в прошлом веке. Это знаменитая шумерская клинопись, положившая на-
чало всей письменности, очень декоративная и ведущая свое происхожде-
ние от рисунков.
В Эрмитаже хранится шумерская таблица - древнейший в мире пись-
менный памятник ( около 3300 лет до н.э.). Богатое эрмитажное собрание
таких таблиц дает наглядное представление о быте шумеро-аккадских го-
родов и самого Вавилона. Среди них - документы знаменитого храмового
архива города Лагаша, показывающие, что шумерские храмы владели боль-
шими угодьями и служили средоточием всей политической, экономической и
культурной жизни городов-государств. А всей внутренней и внешней поли-
тикой городов Двуречья руководили жрецы-правители, опиравшиеся в своих
решениях на волю богов, только им известную, коих они почитались на-
местниками, равно как и цари, объединившие под своей властью несколько
городов и являвшиеся верховными жрецами.
Текст одной из таблиц более позднего периода ( II тысячелетие до
н.э.) показывает, в каком духе были составлены вавилонские законы и к
чему они подчас приводили: некий вавилонянин, уличенный в тяжком прес-
туплении - краже раба, зная,что за это ему полагается смертная казнь,
между тем как убийство раба карается только штрафом, поспешил задушить
бесправную жертву своей корысти.
Страшные дела творились на этой земле. В древнейшие времена, как
подтвердили раскопки, там совершались человеческие жертвоприношения,
Похожие статьи:
Творчество Франса Флориса
Творчество Флориса (и его успех у современников) свидетельствует о том, что главные позиции в нидерландском искусстве переходят к позднему романизму, романизму, уже открыто перерождающемуся в маньеризм. Однако за этим явлением следует вид ...
Казанский Кремль: от прошлого к будущему
Седой кремль, сердце столицы Татарстана, пережив многие века, вступает в свою вторую молодость: начата его радикальная реконструкция.
- Начало этому положил Президент РТ: по его инициативе Кабинет Министров республики в августе 1994 года ...
Вечность и сроки
На первый взгляд эти два слова происходят из разных корней и соединяются друг с другом своей причастностью к смыслу времени, и то и другое говорит о длительности времени. Вечность в нашем сознании указывает на бесконечное время, и есть в ...
Разделы