устраивались настоящие бойни, очевидно, по повелению жрецов, дабы уми-
лостивить богов.
И, однако, в этом столь далеком от нас мире дикий фанатизм, изу-
верство сочетались нередко с очень трезвым взглядом на жизнь, порой с
поразительным скептицизмом, а то и с подлинной мудростью.
До нас дошла запись о процессе в Шумере по обвинению жены в соу-
частии в убийстве мужа. Улики были признаны недостаточными, и она из-
бегла казни. Изучив этот текст, современные юристы пришли к выводу,
что решение шумерского суда вполне соответствовало современным право-
вым нормам.
Многие шумерские поговорки свидетельствуют о склонности этого на-
рода, казалось бы всецело воспринимавшего жреческую "премудрость" с ее
непререкаемыми положениями, к критике, к сомнению, к рассмотрению мно-
гих вопросов с самых противоположных точек зрения, при этом с улыбкой,
отражающей тонкий, здоровый юмор.
Как, например, распорядиться своим имуществом?
Все равно умрем - давай все растратим!
А жить-то еще долго - давай копить.
Войны не прекращались в Вавилонии. Однако, как явствует из следу-
ющей поговорки, шумеры ясно понимали их конечную бессмысленность:
Ты идешь завоевывать земли врага.
Враг приходит, завоевывает твою землю.
Среди почти двух тысяч вавилонских клинописных табличек, храня-
щихся в Музее изобразительных искусств в Москве, американский ученый
профессор С.Картер обнаружил недавно текст двух элегий. Это, по его
мнению, - одна из первых попыток передать в поэтической форме пережи-
вания, вызванные кончиной близкого человека.
Вот, например, что там сказано:
Пусть зачатые твои дети будут внесены в число вождей,
Пусть все твои дочери выйдут замуж,
Пусть твоя жена будет здорова, пусть умножится твой род,
Пусть благополучие и здоровье сопутствуют им каждый день,
В твоем доме пусть пиво, вино и другое
никогда не иссякнут.
Все помыслы обращены тут к оставшимся, к живым.
.Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из гли-
ны, чтобы служить богам. Однако сами боги были очень похожи на людей:
они устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам, пили, ели,
женились, обзаводились семьями, владели подчас огромными хозяйствами
(целыми городами), были подвержены человеческим слабостям и недугам.
Как и люди, но обладая куда более значительными возможностями,
боги подчас бывали страшны, и их поступки нередко казались противоре-
чивыми и непонятными для простого смертного.
Скажем еще несколько слов о достижениях шумеров , родоначальниках
всей вавилонской культуры. Кроме первых элегий, первой поэмы о золотом
веке, их глиняные таблички содержат первые зачатки исторических по-
вествований, древнейшие в мире медицинские рецепты, первый "календарь
земледельца", первые сведения о защитных насаждениях, идею первого
рыбного заповедника, первый библиотечный каталог .
Загадки и страхи, суеверие, колдовство и покорность, но трезвая
мысль и трезвый расчет; изобретательность, навыки точных вычислений,
рожденные в упорном труде по оводнению почвы; постоянное сознание
опасности от стихий и врагов вместе с желанием полностью насладиться
жизнью; близость к природе и жажда познать ее тайны - все это наложило
печать на вавилонское искусство.
Как и египетские пирамиды, вавилонские зиккураты служили монумен-
тальным увенчанием всему окружающему архитектурному ансамблю и пейзажу.
Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и
создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ
за уступом. За уступом, окрашенным в черный свет, следовал другой, ес-
тественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный.
Зиккураты строились в три-четыре уступа, а то и больше, вплоть до
семи. Вместе с раскраской, озеленение террас придавало яркость и живо-
писность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лест-
ница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.
Каждый большой город имел свой зиккурат, выложенный сплошной
кладкой из кирпича. Зиккурат возвышался обычно возле храма главного
местного божества. Город считался собственностью этого божества, приз-
Похожие статьи:
Мемориальные доски на зданиях бывших госпиталей
На ряде зданий медицинской службы, расположенных в разных районах Москвы, установлены памятные доски,имеющие почти одинаковое содержание:
В этом здании с первых дней Великой Отечественной Войны 1941-1945гг. размещался госпиталь для ране ...
Римская культура
Древнеримская и древнегреческая культуры формировались и развивались на базе античной гражданской общины. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его победоносный героический народ, ...
Борьба
за «Тартюфа»
Ни за одну свою пьесу Мольер не боролся так, как за «Тартюфа». Замысел ее начал складываться у Мольера в 1663 году, «когда писатель имел немало случаев испытать на себе разнообразные проявления самого дикого ханжества».
12 мая 1664 года ...
Разделы