шавшая арфу, найденную в царских гробницах Ура (2600 лет до н.э.).
предвещающее (опять-таки на тысячелетия) басни Эзопа, Лафонтена и на-
шего Крылова преображение животного царства: человеческими чертами на-
деляются звери, которые действуют и, видимо, рассуждают, как люди:
осел, играющий на арфе, танцующий медведь, лев на задних лапах, вели-
чаво несущий вазу, пес с кинжалом за поясом, загадочный, чем-то напо-
минающий жреца чернобородый "человек-скорпион", за которым шествует
проказливый козлик .
Великолепна могучая голова быка из золота и лазурита с глазами и
белой раковины, тоже украшавшая арфу, которая в реконструированном ви-
де являет собой подлинное чудо прикладного искусства.
По причинам, указанным выше, памятников вавилонского искусства
дошло до нас значительно меньше, чем египетского. Тем большую ценность
представляют уцелевшие образцы художественного творчества Шумера, Ак-
када и Вавилона.
"Стела коршунов", прославляющая победу правителя города Лагаша над
соседями и так названная потому, что ваятель изобразил коршунов, раз-
дирающих трупы разбитых врагов,- считается самым значительным из до-
шедших до нас произведений шумерского искусства этого периода.
"Построчное" раскрытие сюжета, как в египетском искусстве, и вну-
шительная монументальность всей композиции характеризуют этот рельеф
( XXV в. до н.э.)
Группа мраморных статуэток из Тель-Асмара ( первая половина III
тысячелетия до н.э.). Высота самой большой - тридцать сантиметров. Это
изображения богов, жрецов и молящихся. Все они стоят выпрямившись во
весь рост, со сложенными на груди руками. Тела их и длинные облачения
поданы схематично, как бы лишь намечены, но на них и не обращаешь вни-
мания, которое целиком сосредоточивается на лицах, точнее на ликах или
даже на масках,- так нереальны , фантастичны и островыразительны эти
образы. Вот наголо выбритая голова, а вот причудливые, как бы в нес-
колько этажей завитками расчесанные бороды. Но главное - глаза: огром-
ные, словно застывшие в изумлении, либо в невозмутимо-лукавом созерца-
нии чего-то, что видят они, но не видим мы, быть может . в созерцании
нас с вами, глядящих на них, но не понимающих их до конца. Каждая фи-
гурка геометрично построена так, чтобы зрителя разил сразу же взгляд
ее огромных глаз из цветных камней, столь крепко всаженных, что их не
расшатало время.
В XXIV в. до н.э. семитический город Аккад, которым правил прос-
лавленный своими победами царь Саргон Древний, подчинил себе значи-
тельную часть Двуречья.
В зодчестве влияние Аккада сказалось в окончательном утверждении
арки и свода, в ваянии - в тонкой проработке деталей, в меньшей услов-
ности изображения, в подлинной и часто весьма выразительной портрет-
ности. Замечательна в этом отношении голова из меди, быть может порт-
рет самого Саргона.
Победная стела Нарам-Сина (преемника Саргона, продолжившего его
дело) - совершеннейшее произведение аккадского искусства. Эпическая
поэма запечатанная в камне.
Между тем в Шумере жрец Гудеа, полновластный правитель города Ла-
гаша, развивает в XXII в. до н.э. бурную строительную деятельность.
Почти ничего не сохранилось от воздвигнутых при нем архитектурных па-
мятников. Но нам хорошо известны и лицо самого Гудеа, и скульптура его
времени: около двадцати его статуй было обнаружено при раскопках. Не-
которые исполнены с большим мастерством и тщательной обработкой дета-
лей, явно портретные черты правителя в жреческом облачении сочетаются
в них со все той же, столь типичной для шумерских скульптурных изобра-
жений загадочной пристальностью взгляда, внутренней сосредоточенностью
всего образа, будь то в созерцании или в молитве. Как и в современных
им статуях фараонов, камень подлинно оживает в статуях Гудеа.
При царе Хаммурапи ( 1792-1750 гг. до н.э.) город Вавилон объеди-
няет под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона
и его царя гремит во всем окружающем мире.
Хаммурапи издает знаменитый свод законов, известный нам по клино-
писному тексту на почти двухметровом каменном столбе, украшенном очень
Похожие статьи:
Азербайджанская вышивка
Азербайджанский народ на протяжении своей многовековой истории создал богатую и самобытную культуру, одной из высокоразвитых областей деятельности которой является декоративно-прикладное искусство. Это искусство существует издревле, оно о ...
Сквозь "Дым". Русский взгляд на Баден-Баден
Немецкий Баден-Баден происхождением и именем чрезвычайно напоминает английский Бат. Это и неудивительно: оба города возникли как результат взаимодействия римлян и германцев - народов, которым Западная Европа в большей степени обязана свои ...
История сейю
Вполне логично предположить, что первые сейю появились в Японии вместе с радио. Однако только в 1970-х гг термин "сейю" вошёл во всеобщее употребление - как раз после выпуска чрезвычайно популярного аниме "Space Battleship ...
Разделы