Переплетение культур в Передней Азии

Другая культура » Переплетение культур в Передней Азии

Страница 9

Урарты заимствовали клинопись у ассирийцев, приспособив ее к осо-

бенностям своего языка, и все их искусство, хотя и во многом самобыт-

ное, близко по духу ассирийскому.

Основное собрание урартских древностей, включающее бронзовый щит

царя Сардура, украшенный изображениями львов и быков, хранится в Ере-

ванском музее.

Вавилон! "Город великий . город крепкий", как сказано в Библии,

который "яростным вином блуда своего напоил все народы".

Это не о Вавилоне мудрого царя Хаммурапи, а о Нововавилонском

царстве, основанном пришельцами в Вавилонию, халдеями, после разгрома

Ассирии.

От этого Нового Вавилона осталась лишь память, ибо после его зах-

вата персидским царем Киром II в 538 г. до н.э. Вавилон пришел посте-

пенно в полный упадок. В средние века нашей эры на месте этого города

ютились лишь убогие арабские хижины. Раскопки позволили восстановить

план огромного города, но не былое его величие.

Память о царе Навуходоносоре, который победил египтян, разрушил

Иерусалим и полонил евреев, окружил себя беспримерной даже в те време-

на роскошью и превратил в неприступную твердыню отстроенную им столи-

цу, где рабовладельческая знать предалась самой разгульной жизни, са-

мым безудержным наслаждениям .

Вот запись, оставленная этим царем:

"Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил

его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я

воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового

дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслив-

шие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я ок-

ружил его мощными, как морские волны, водами. Преодолеть их было так

же трудно, как настоящее море. Чтобы предотвратить прорыв с этой сто-

роны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я

тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость". Все

это было напрасно, ибо жрецы, занявшие исключительно высокое положение

положение в Нововавилонском царстве, при одном из преемников Навуходо-

носора попросту передали страну и столицу персидскому царю . в расче-

те на увеличение своих доходов.

А стены Вавилона с их бесчисленными башнями были действительно

внушительны. Геродот сообщает, что по ним могли свободно разъехаться

две колесницы, запряженные четверкой лошадей. Раскопки подтвердили его

свидетельство. В Новом Вавилоне было два бульвара, двадцать четыре

больших проспекта, пятьдесят три храма и шестьсот часовен.

Память о знаменитой по Библии "Вавилонской башне", которая была

грандиозным семиярусным зиккуратом (построенным ассирийским зодчим

Арадахдешу), высотой в девяносто метров, со святилищем, сверкающим

снаружи голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.

Это святилище, посвященное главному вавилонскому богу Мардуку и

его жене, богине утренней зари, было увенчано золочеными рогами, сим-

волом этого бога. Если верить Геродоту, стоявшая в зиккурате статуя

бога Мардука из чистого золота весила почти две с половиной тонны.

Память о знаменитых "висячих садах" полумифической царицы Семира-

миды, почитаемых греками как одно из семи чудес света.

То было многоярусное сооружение с прохладными покоями на уступах,

засаженных цветами, кустами и деревьями, орошавшихся при помощи огром-

ного водоподъемного колеса, которое вращали рабы. При раскопках на

месте этих "садов" был обнаружен всего лишь холм с целой системой ко-

лодцев.

Память о "Воротах Иштар" - богини любви .

Впрочем, от этих ворот, через которые пролегала главная процесси-

онная дорога, сохранилось и нечто более конкретное. На плитах, которы-

ми она была вымощена, красовалась такая надпись:"Я - Навуходоносор,

царь Вавилона, сын Набополасара, царя Вавилона, вавилонскую улицу за-

мостил для процессии великого господина Мардука каменными плитами из

Шаду. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь". Стены дороги перед

Воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным кирпичом и укра-

шены рельефным фризом, изображающим шествие львов - белых с желтой

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие статьи:

Основные тенденции в русском искусстве конца XX в
Последнее десятилетие XX века в России было насыщенным политическими и экономическими событиями, кардинально изменившими ситуацию в стране. Распад Союза в 1991 г. и смена политического курса, переход к рыночным отношениям и явная ориентац ...

Летопись жизни и творчества Павла Николаевича Филонова
8 (21) января 1883 Родился в Москве в бедной, рабочей, многодетной семье. 1894–1896 Учился в городской приходской школе. Окончил с отличием. 1897 Переехал в Петербург. Жил у старшей сестры Александры, вышедшей замуж ...

Ранний период творчества Боттичелли
Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (Alessandro Di Mariano Filipepi). Имя Боттичелли получено от его старшего брата Джованни, ростовщика, которого называли Il Botticello («Небольшим Баррелем»). Отец Боттичелли был дубильщиком; о ...