Урарты заимствовали клинопись у ассирийцев, приспособив ее к осо-
бенностям своего языка, и все их искусство, хотя и во многом самобыт-
ное, близко по духу ассирийскому.
Основное собрание урартских древностей, включающее бронзовый щит
царя Сардура, украшенный изображениями львов и быков, хранится в Ере-
ванском музее.
Вавилон! "Город великий . город крепкий", как сказано в Библии,
который "яростным вином блуда своего напоил все народы".
Это не о Вавилоне мудрого царя Хаммурапи, а о Нововавилонском
царстве, основанном пришельцами в Вавилонию, халдеями, после разгрома
Ассирии.
От этого Нового Вавилона осталась лишь память, ибо после его зах-
вата персидским царем Киром II в 538 г. до н.э. Вавилон пришел посте-
пенно в полный упадок. В средние века нашей эры на месте этого города
ютились лишь убогие арабские хижины. Раскопки позволили восстановить
план огромного города, но не былое его величие.
Память о царе Навуходоносоре, который победил египтян, разрушил
Иерусалим и полонил евреев, окружил себя беспримерной даже в те време-
на роскошью и превратил в неприступную твердыню отстроенную им столи-
цу, где рабовладельческая знать предалась самой разгульной жизни, са-
мым безудержным наслаждениям .
Вот запись, оставленная этим царем:
"Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил
его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я
воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового
дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслив-
шие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я ок-
ружил его мощными, как морские волны, водами. Преодолеть их было так
же трудно, как настоящее море. Чтобы предотвратить прорыв с этой сто-
роны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я
тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость". Все
это было напрасно, ибо жрецы, занявшие исключительно высокое положение
положение в Нововавилонском царстве, при одном из преемников Навуходо-
носора попросту передали страну и столицу персидскому царю . в расче-
те на увеличение своих доходов.
А стены Вавилона с их бесчисленными башнями были действительно
внушительны. Геродот сообщает, что по ним могли свободно разъехаться
две колесницы, запряженные четверкой лошадей. Раскопки подтвердили его
свидетельство. В Новом Вавилоне было два бульвара, двадцать четыре
больших проспекта, пятьдесят три храма и шестьсот часовен.
Память о знаменитой по Библии "Вавилонской башне", которая была
грандиозным семиярусным зиккуратом (построенным ассирийским зодчим
Арадахдешу), высотой в девяносто метров, со святилищем, сверкающим
снаружи голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.
Это святилище, посвященное главному вавилонскому богу Мардуку и
его жене, богине утренней зари, было увенчано золочеными рогами, сим-
волом этого бога. Если верить Геродоту, стоявшая в зиккурате статуя
бога Мардука из чистого золота весила почти две с половиной тонны.
Память о знаменитых "висячих садах" полумифической царицы Семира-
миды, почитаемых греками как одно из семи чудес света.
То было многоярусное сооружение с прохладными покоями на уступах,
засаженных цветами, кустами и деревьями, орошавшихся при помощи огром-
ного водоподъемного колеса, которое вращали рабы. При раскопках на
месте этих "садов" был обнаружен всего лишь холм с целой системой ко-
лодцев.
Память о "Воротах Иштар" - богини любви .
Впрочем, от этих ворот, через которые пролегала главная процесси-
онная дорога, сохранилось и нечто более конкретное. На плитах, которы-
ми она была вымощена, красовалась такая надпись:"Я - Навуходоносор,
царь Вавилона, сын Набополасара, царя Вавилона, вавилонскую улицу за-
мостил для процессии великого господина Мардука каменными плитами из
Шаду. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь". Стены дороги перед
Воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным кирпичом и укра-
шены рельефным фризом, изображающим шествие львов - белых с желтой
Похожие статьи:
Основные тенденции в русском искусстве конца XX в
Последнее десятилетие XX века в России было насыщенным политическими и экономическими событиями, кардинально изменившими ситуацию в стране. Распад Союза в 1991 г. и смена политического курса, переход к рыночным отношениям и явная ориентац ...
Летопись жизни
и творчества Павла Николаевича Филонова
8 (21) января 1883
Родился в Москве в бедной, рабочей, многодетной семье.
1894–1896
Учился в городской приходской школе. Окончил с отличием.
1897
Переехал в Петербург. Жил у старшей сестры Александры, вышедшей замуж ...
Ранний период творчества Боттичелли
Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (Alessandro Di Mariano Filipepi). Имя Боттичелли получено от его старшего брата Джованни, ростовщика, которого называли Il Botticello («Небольшим Баррелем»). Отец Боттичелли был дубильщиком; о ...
Разделы