туры ( I тысячелетие до н.э. ) на Северном Кавказе, в Осетии, родс-
твенны искусству звериного стиля первобытного общества кочевников на-
ших южных степей и Алтая и как бы предвещают его.
Золотые чеканные украшения меча из Келермесского кургана являют
знаменательное сочетание типично скифского звериного стиля и вавило-
но-ассирийских, равно как и урартских, мотивов: крылатые человеческие
фигуры, напоминающие ассирийские божества, переднеазиатские геральди-
ческие львы, и фигура оленя, очень схожая с той, что украшала щит, то-
же найденный в Прикубанье, и которая по праву считается едва ли не ве-
личайшим шедевром скифского искусства.
В курганах нашего юга памятники скифского звериного стиля покои-
лись рядом с изделиями греческих мастеров, либо вывезенными из Эллады,
либо изготовленными в греческих колониях Причерноморья для скифской
знати. А в Пазырыкских курганах найдены самый древний ворсовой ковер
(V - III вв. до н.э. - до этого известны были ковры не старше XIII
в.н.э.), по-видимому привезенный на Алтай из Средней Азии или Ирана, и
самая древняя китайская ткань.
Итак, от Эллады, колыбели европейской цивилизации, до стен "нед-
вижного Китая". Но и эти границы должны быть расширены. Ибо звериная
мощь дышит в древнейших памятниках китайского искусства, а в Европе
позднего железного века динамично-декоративное искусство кельтских
племен во многом родственно скифскому.
Переплетение географическое и переплетение в веках порой расп-
ространяется на несколько тысячелетий, вплоть до совсем близких нам
времен.
В Пермском краеведческом музее имеется крупнейшее собрание пред-
метов пермского звериного стиля (хорошо представленного и в Эрмитаже).
Их изготовляли, по-видимому, в великом множестве с очень древних вре-
мен до начала II тысячелетия нашей эры, а некоторые их мотивы сохрани-
лись до сих пор в деревянной резьбе Приуралья. Это, например, бляхи с
монументальной, широко выпяченной головой медведя, грозного хозяина
тайги (отсюда и герб Перми), или чудесные "гремящие подвески", порой
очень сложной формы, с болтающимися в ряд стилизованными гусиными лап-
ками. В них много изящества и декоративности.
Великое искусство скифского звериного стиля не исчезло полностью
вместе со скифами, хотя сарматы, пришедшие в степные просторы на смену
скифам, казалось бы, подорвали вконец его изобразительную мощь под-
черкнуто беспредметной геометричностью, буйным динамизмом постоянно
обновляющегося узора.
Пафос, созвучный скифскому искусству, неожиданно воодушевляет ху-
дожественное творчество, возникшее гораздо позднее, в лоне совсем иной
культуры.
Осло, столица Норвегии, "Музей кораблей викингов". На этих кораб-
лях, которые служили им также местом погребения, викинги - предводите-
ли норманнских пиратских дружин совершали набеги, наводившие трепет на
средневековую Европу.
Большие, стройные корабли в горделивом изгибе воплощают неудержи-
мый порыв раскрепощенной энергии. Один из них, построенный в XI веке,
был откопан в большом кургане, в местности Осеберг, и потому вошел в
историю мирового искусства под названием "Осебергского корабля". Такой
славой он обязан своей деревянной резьбе со звериным орнаментом. Дос-
таточно взглянуть на резную морду дракона, чтобы, несмотря на различие
в стиле, почувствовать духовное родство этого северного средневекового
искусства с древним искусством наших южных степей. Грозно раскрытая
пасть фантастического зверя пышет яростью. А между тем, как и скифская
бляха, это по замыслу всего лишь украшение, пусть и наделенное маги-
ческой силой.
Везде - выявление грозной, звериной мощи, как бы перекличка в ве-
ках, рожденная вечной тревогой, борьбой за существование, за добычу,
за самоутверждение и власть. Для пещерного человека, для ассирийца или
вавилонянина, для первобытного кочевника наших степей, для воина сред-
невековой пиратской армады и для почти современного нам бушмена эта
мощь одинаково олицетворяла неразгаданные силы природы, которые чело-
веку надлежит подчинить своей воле.
Похожие статьи:
Основные элементы культуры
Культура включает в себя три вида элементов:
1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культ ...
Искусство XIX века
На протяжении XIX века капитализм становится господствующей формацией в Европе. Все значительней противоречия капиталистической эпохи.
Деятели культуры XIX столетия ставят в своем творчестве сложные вопросы современности, пытаются найт ...
Творчество Антонио Ринальди
Творчество Антонио Ринальди изучено не полностью, хотя с его работами в России связан ряд важных проблем становления классицизма. Сведения о жизни зодчего очень скудны: даже даты его рождения и кончины точно не выяснены.
Можно лишь сказа ...
Разделы