которой, вероятно производило на них глубокое впечатление.
Племена древнего Закавказья особенно преуспели в торевтике, то
есть искусство чеканки. Крупные культурные очаги Кавказа, богатого ру-
дами, оказали влияние на развитие культуры бронзового века во всей
Восточной Европе.
В кургане племенного вождя в Триалети (Грузия) обнаружены высоко-
художественные чаши и кубки из золота и серебра, относящиеся к 8 веку
до нашей эры, в частности замечательный серебряный кубок с чеканными
изображениями, расположенными двумя горизонтальными поясами (Тбилиси,
музей Грузии). В нижнем - вереница оленей, в верхнем - процессия в два
десятка фигур: странные существа с человеческим туловищем, но со зве-
риной головой и хвостом. Процессия направляется к богине, сидящей на
троне возле священного дерева. Пояса с изображениями свободно развер-
тываются вокруг кубка; мерное чередование фигур и их общий декоратив-
ный стиль роднят это произведение закавказских мастеров с искусством
всего древневосточного мира.
Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия . Мир, непосредственно окружавший
эти государственные образования с их культурными очагами, развивался
под их влиянием, обогащался их достижениями, но и сам обогащал их сво-
им вкладом в общую культурную сокровищницу.
Финикийцы - народ купцов и мореплавателей, хитроумный и предпри-
имчивый, держал в своих руках на рубеже II и I тысячелетия до н.э.
чуть ли не всю торговлю на Средиземном море. Памятников его искусства,
широко использовавшего в этот период чужеземные образцы, осталось
сравнительно мало. Тогдашний мир обязан финикийцам изобретением пурпу-
ра (красителя, изготовлявшегося из особого вида моллюсков), более
удобного для торговых операций, чем египетские иероглифы или вавилонс-
кая клинопись.
Торговое посредничество финикийцев имело огромное значение для
переплетения великих культур.
Могучее ассирийское искусство немалым обязано искусству хеттов.
Ведь, например, задолго до утверждения владычества Ассирии в Двуречье
у входа в хеттские храмы и дворцы хеттских царей возвышались грандиоз-
ные фигуры фантастических животных - стражей. Но о хеттах совершенно
забыли в последующие века ( как, впрочем, забыли и об их победителях -
ассирийцах). Только в наше время востоковеды получили реальное предс-
тавление о хеттском искусстве и по-настоящему преуспели в трудном деле
прочтения хеттских надписей.
Во второй половине 40-х годов турецкие археологи предприняли
большие раскопки в Анатолии, где некогда процветала хеттская культура.
Новая, любопытная глава вписывалась в историю человечества. Святилища
под открытым небом, из которых наиболее значительное вблизи древней
хеттской столицы, где сейчас - турецкая деревушка . Но самое интерес-
ное - это обломки скульптур, обнаруженные на крутом гребне, известном
под названием Черной горы: каменные головы с огромными глазами и ста-
туэтки бога-оленя.
Некоторая грубость, даже топорность работы снижает уровень хетт-
ских каменных изваяний. И все же какое-то свое слово хетты сказали в
искусстве. Ведь именно они впервые в истории архитектуры ввели так на-
зываемую циклопическую кладку из необработанных каменных глыб.
.В I тысячелетии до н.э. южные районы Закавказья вошли в состав
Урарту - самого древнего государственного образования на территории
бывшего Советского Союза.
Как мощное рабовладельческое государство Урарту утвердилось на
Армянском нагорье в середине IX в. до н.э. История и культура Урарту,
занимавшего одно время главенствующее положение в Передней Азии, под-
робно изучены уже в советское время Б.Б.Пиотровским, руководившим об-
ширными археологическими исследованиями на холме Кармир-Блур, близ
Еревана, где он откопал урартскую крепость города бога войны и бури
Тейшебы, расчлененную многочисленными башнями.
В начале VI в. до н.э. эта цитадель была разрушена и сожжена ски-
фами. Материал, обнаруженный в земле, дал возможность точно устано-
вить, в какое время года рухнула под напором кочевников могучая твер-
дыня: хлеб был уже собран, но виноград еще не созрел, в кучке сохра-
нившейся травы оказались цветы конца июля - первой половины августа.
Похожие статьи:
Прикладное искусство Возрождения
Эпоха Возрождения была временем блестящего расцвета итальянского прикладного искусства. Его достижения были во многом подготовлены высоким уровнем художественных ремесел в передовых городах позднего средневековья. Уже в 14—15 столетиях «ш ...
Пластическое решение здания библиотеки имени В. И. Ленина
Во второй половине 30-х годов М. Г. Манизером была выполнена серия проектов скульптур для нового здания Всесоюзной библиотеки имени Ленина. На долю Манизера в новом здании библиотеки, строившемся по проекту архитекторов В. А. Щуко и В. Г ...
Фламандский Часослов
В Эрмитаже хранится часослов, происхождение которого неизвестно. Часослов значится как фламандский XV века. Рукопись исполнена на пергамене, имеет 191 лист. Размеры часослова 210Х155 мм2. Текст латинский, расположен по 16 строк на страниц ...
Разделы