В историческом центре Алупки, под сенью зелени старинного парка, возвышается величественный Воронцовский дворец - уникальный памятник зодчества и архитектуры первой половины XIX в.
Воронцовский дворец
Гармоничное смешение различных стилей и архитектурных форм восхищает уже далеко не одно поколение его посетителей. Дворец построен в английском стиле, однако, в постройке присутствуют элементы различных исторических эпох, причем, чем дальше от главных ворот, тем сильнее ощущается более поздний стиль.
Строительство дворца велось в промежуток между 1830 и 1848 годами. Изначально предполагалось разместить во дворце летнюю резиденцию видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края М. С. Воронцова.
Дворец построен по проекту английского архитектора Эдуарда Блора. В то время на английскую архитектуру большое влияние оказывали памятниками старины, их изучение и восстановление - это существенным образом повлияло и на архитектуру дворца. Блор в Алупку не приезжал, однако, он был хорошо осведомлен о рельефе местности и дворец гармонично вписался в окружающую действительность. Кажется, что он словно вырастает из прекрасной крымской природы.
На строительстве Дворца использовался труд крепостных - это были потомственные каменотесы и камнерезы, передававшие из поколения в поколение искусство отделки великолепных белокаменных соборов.
Диабаз - основной строительный материал был идеальным выбором - под стать цвету гор и вечнозеленой растительности Крыма - брался из естественных россыпей в Алупке. Даже фундаментом дворцу частично послужили диабазовые скалы. Из огромных бесформенных глыб мастерами высекались ровные блоки и сложные украшения. Все работы производились исключительно вручную, примитивными инструментами.
Дворцовый ансамбль состоит из нескольких корпусов - центрального, гостевого, столового, библиотечного и хозяйственного. Гостевой корпус впоследствии получил название Шуваловского, так как в правой его части располагались покои графини Шуваловой.
Летом 1848 г. на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены знаменитые фигуры львов, работы мастерской Джовани Боннани. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцового ансамбля.
Главный подъезд Дворца находится с западной стороны. Это своеобразный замок - крепость. Сторожевые башни, монолитные глухие стены, замкнутые узкие пространства и кованые решетки. Жестокий средневековый период нашел свое отражение и в хозяйственных корпусах, и в "ласточкиной карусели" - узком, угрюмом проезде, ведущим к центральному корпусу. Высокие зубчатые стены, щелевидные окна, напоминающие бойницы, дополняют это впечатление.
Парадный дворик резко контрастирует с неприветливым входом. Из него открывается изумительный по своей красоте пейзаж на зубцы Ай-Петри. Английский стиль здесь органично сочетается с восточными мотивами. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети.
Южный вход оформлен с восточной пышностью. Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной арабской надписью "И нет Бога, кроме аллаха!". По ассоциациям, навеваемым надписью и другими элементами декора, эту часть дворца с 1844 года стали называть Альгамброй.
Воронцовский дворец располагает уникальной музейной коллекцией. Вызывает интерес так же и внутреннее убранство - Малая и Голубая гостиные, Парадный кабинет, библиотека, столовая, Зимний сад, а огромный парк вокруг дворца - один из лучших на всем Южном берегу Крыма.
До Октябрьской революции Воронцовский дворец принадлежал трем поколениям семьи Воронцовых, а вот после прихода Советской власти Воронцовский дворец был национализирован.
22 февраля 1921 г. в Крым поступает телеграмма В. И. Ленина: "Примите решительные меры к действительной охране художественных ценностей, картин, фарфора, бронзы, мрамора и т. д., находящихся в ялтинских дворцах и частных зданиях, ныне отводимых под санатории Наркомздрава .". Результатом телеграммы явилось создание в ряде дворцов Южного берега Крыма музеев. Так Воронцовский дворец стал музеем:
Из национализированных усадеб Романовых, Юсуповых, Строгановых в коллекцию дворца перешло много произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, художественная мебель. Богатейшее собрание позволило сотрудникам заниматься научной деятельностью. Коллектив музея принимал участие в археологических раскопках на мысе Ай-Тодор, занимался сбором экспонатов.
Похожие статьи:
Гуманистическая культура Нового времени
С Возрождения воздвизается на еретическом Западе странная культура с двумя солнцами: церковным и светским. Последняя, возвысившись к идеалам христианства, преобразилась до неузнаваемости.
В чем причина головокружительного взлета гуманист ...
Конец опричнины
Трагические события произошли летом следующего года, когда коымский царь Давлет-Гирей провел поход на Москву. Как всегда на берегу Оки был выстроен заслон из русских войск. Заслон состоял из одного опричного полка. Давлет-Гирею удалось п ...
Паоло Веронезе
Праздничный, жизнеутверждающий характер венецианского Возрождения наиболее ярко проявился в творчестве Паоло Веронезе Паоло Кальяри (1528—1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе, провел детство и годы учения в родном городе ...
Разделы