Просвещение

Другая культура » Просвещение

Страница 1

Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и

Америки, связанное о общими переменами в условиях жизни под влиянием

разложения феодальных и утверждения капиталистических производствен-

ных отношений. Оно получило распространение в основном в период меяж-

ду "славной революцией" 1688 г, в Англии и революцией 1789-1790 гг,

во Франции, И оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусс-

тве, политике ("просвещенный абсолютизм), но главным образом в исто-

рии общественно-политической мысли и общественного движения.

При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в

его оценке как передового, новаторского явления, Например, Имманунл

Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах

морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Фридрих Эн-

гельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных револю-

ций.

Среди представителей Просвещения встречались материалисты и иде-

алисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания

в поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже

Божественного провидения (уповавшие на волю Бога),Часть из них верила

в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю

как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просве-

тителей не мешали большинству из них оставаться противниками насилия

и революций. Их индивидуализм поразительным образом уживался с кол-

лективистскими идеями, выдвинутыми некоторыми провозвестниками комму-

низма.

Как течение общественной мысли Просвещение несомненно представ-

ляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении,

интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Речь идет прежде всего

о целях и идеалах Просвещения, таких, как свобода, благосостояние и

счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др,, а также о знаме-

нитом вольнодумстве, критическом отношении к авторитетам всякого ро-

да, не приятии догм.

Именно разномыслие прооветителей, объедененных общими целями и

идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их тео-

ретической деятельности.В нескончаемых спорах между ними рождались и

оттачивались современные концепции прав человека и гражданина, граж-

данского обццества и плюралистической демократии,правового государс-

тва и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализ-

ма.За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого

поплатилноь в XIX и XX вв.

Просветители вовсе не были мечтателями,витающими в облаках.Их

духовные запросы и интересы большей частью были тесно связаны о зло-

бодневными проблемами жизни.Они отнюдь не чурались общественной дея-

тельности, видя в ней способ повлиять на мнение сограждан и политику

правительств.Почти все они пользовались известностью как писатели,

публицисты, университетские преподаватели или политические деятели.

Просветители происходпли из разных классов и сословий: аристок-

ратии, дворян, духовенотва, служащих, торгово-промышленных кру-

гов.Разнообразны были и условия, в которых они жили.В XVIII в. ниве-

лирующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно

отличались по уровню экономического развития, политической организа-

ции и культурным традициям. Все это с неизбежностью приводило к раз-

личиям во взглядах просветителей. В каждой стране просветительское

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Духовная культура
Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это,– не имеет права считаться культурным человеком. До христианства и других монотеистических религий все народы были ...

Ранний период творчества Боттичелли
Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (Alessandro Di Mariano Filipepi). Имя Боттичелли получено от его старшего брата Джованни, ростовщика, которого называли Il Botticello («Небольшим Баррелем»). Отец Боттичелли был дубильщиком; о ...

Принципы китайской живописи
Искусство, как и религия, имеет своим предметом внутреннюю реальность. Художник раскрывает внутреннюю, а не внешнюю сторону жизни. В этом отношении он подобен мистику, но мистик ищет "жизнь изобильную", а художник становится тво ...