принцип законности, согласно которому "ни для одного человека, нахо-
дящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из
законов этого общества".
Взгляды Локка в значительной мере воплотилисъ в политическом
строе Англии первых десятилетий после революции 1688 г.: были закреп-
лены основные права и свободы граждан, представительное правление,
религиозная терпимость, неприкосновенность собственности.Тем самым
обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен в общест-
венном развитии, включая рост предпринимательской активности, повыше-
ние благосостояния,дальнейшую демократизацию государственного и об-
щественного строя.Все это в полной мере соответствовало целям
просветителей.Поэтому их внимание было приковано не столько к полити-
ке, сколько к частной жизни граждан.Это отразила этика английского
Просвепцения,так же в основных чертах разработанная Локком.Понятия
добра и зла он выводил из ощущений удовольствия или страдания (в фи-
зическом и духовном смысле). Поскольку люди, считал Локк, соотносят
эти понятия с требованиями повседневной жизни,то и правила, регулиру-
ющие их отношения, долж-ы отличаться удобством, целесообразностью и
полезностью. Таковыми, например, являются заповеди, изложенные в На-
горной проповеди.
В утилитарной этике английского Просвещения звучал и мотив лич-
ного преуспевания, Локк подчеркивал: "Мы рождаемся на свет с такими
способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти
любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того,
что мы можем себе представить; но только упражнение этих сил может
сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенс-
тву". Просвещение способствовало закреплению в характере англичан та-
ких черт, как предпримчивость, изобретательность, практицизм.
Выступая в защиту индивидуальных прав и свобод, английское Прос-
вещение безусловно признавало и право каждого человека преследовать
свой частный интерес. Большое влияние в этом отношении оказало учение
философа XVII в. Томаса Гоббса об згоистической природе человека, ко-
торое послужило основой этики себялюбия, или разумного эгоизма. Один
из ее создателей Бернард Мандевиль считал, что поведение людей явля-
ется производным от себялюбия. Последнее представляет собой не что
иное, как чувство самосохранения, побуждающее человека вести борьбу
за жизненные средства, против сил природы и противостоящих ему инте-
ресов других людей.Из деятельности, направленной на самосохранение,
Мандевиль выводил и пороки эгоизма,рассматривая их как величайшее
благо для общества в целом. В своей "Басне о пчелах он проиллюстриро-
вал зту мысль множеством примеров из повседневной жизни. Его парадокс
"Пороки частных лиц - благо для общества" отражал реальности рыночной
экономики.
Как ни cоблазнительна была эта апология эгоизма, все же она не
вселяла в англичан уверенности в том, что стремление к личному преус-
певанию не приведет к саморазрушению общества. Просвещение столкну-
лось со сложной этической проблемой:как погасить разрушительную инер-
цию эгопзма? Как обеспечить порядок в индивидуалистическом обществе?
Английские просветители сделали многое, чтобы решить зту проблему не
только теоретически, но и практически.
Они не закрывали глаза на общественное неравенство людей, сводя
Похожие статьи:
Позднее возрождение
Во второй половине XVI в. в Италии нарастал упадок экономики и торговли, католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой, искусство переживало глубокий кризис. В нём укреплялись антиренессансные антиклассические тенденции, вопло ...
Леонардо да Винчи
В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и учёного стал ясен толь ...
Народный костюм
Не перестаешь удивляться, насколько продуманным был каждый элемент народного костюма Киевской Руси. Каждый предмет одежды помимо того, что доставлял эстетическое удовольствие, имел и целевое предназначение. “Нелёгкая и непростая жизнь был ...
Разделы