Просвещение

Другая культура » Просвещение

Страница 7

То же касается и шумных конфликтов просветителей с католической

церковью. Ее идеологическая жесткость,не допускавшая отступления от

догматов вероучения,исключала возможность компромисса наподобие того,

какой сложился между англиканской церковью и Просвещением в Англии.В

этих условиях свойственное большинству просветителей признание факта

Божественного творения мира приобрело антицерковный оттенок, а крити-

ка религиозных догм, даже самая умеренная, - ореол отчаянной смелос-

ти.Как известно,Вольтер,имея в виду церковь, часто заканчивал свои

письма к друзьям призывом: "Раздавите гадину!" Но тот же Вольтер ут-

верждал, что религия необходима как опора морали: "Вера в Бога, воз-

награждающего за добрые поступки и наказывающего за дурные, а также

прощающего небольшие проступки, является дли человеческого рода самой

полезной верой".

Десятилетия бесплодной оппозиции вызвали глубокое разочарование

просветителей.Среди них усилилось стремление к переоценке ценностей,

повлекшее глубокое размежевание в их рядах.Часть просветителей сохро-

няла надежды на сотрудничество с властями в решении конкретных проб-

лем управления страной.Среди нйх выделялось группа зкономистов-физи-

ократов (от греческих слов "физис" - природа и "кратос" - власть), во

главе которых стоял Франсуа Кенэ.Он считал, что земля есть единствен-

ный источник богатства и только земледелие умножает его. Поэтому он

выступал за поощрение класса земледельцев, прежде всего богатых фер-

меров. "В деревни следует привлекать не столько людей, сколько бо-

гатство" (т.е. капитал),- подчеркивал Кенэ. Добивался он и реформы

налоговой системы, лежавшей тяжким бременем на производителях.Надежды

на подъем сельского хозяйства он связывал также со свободой внутрен-

ней и внешней торговли.

Попытку осуществить эту программу реформ предпринял другой

представитель школы физиократов,Анн Робер Тюрго. В 1774 г. молодой

король Людовик ХVI назначил его генеральным контролером (министром)

финансов. Тюрго ввел свободную торговлю хлебом и мукой, добился уп-

разднения средневековых цехов и гильдий, приступил к коренной реформе

налогообложения.Но сопротивление придворных кругов, дворянства и це-

ховой верхушки свело на нет все его усилия.Отставка Тюрго в 1776 г.

предрешила и судьбу его реформ.

Сознание недостижимости целей Просвещения в рамках существующего

строя побудило многих просветителей замкнуться в непримиримой оппози-

ции. Их протест порой принимал форму атеизма, резкой критики религии

и церкви, характерных для плеяды философов-материалистов середины

столетия: Дидро, Поля Гольбаха, Гельвеция и др.Иногда он проявлялся в

идеализации прошлого, например республиканского строя античных госу-

дарств. Жан-Жак Руссо противопоставлял их прямую демократию всем фор-

мам представительного правления, включая и английский парламентаризм.

"Всякий закон, - писал он в трактате "Об общественном договоре", -

если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен .Анг-

лийский народ считает себя овободным: он жестоко ошибается. Он свобо-

ден только во время выборов членов парламента: как только они избраны

- он раб,он ни что . В древних республиках и даже в монархиях народ

никогда не имел представителей; само это слово было не известно".

С именем Руссо связан новый этап в развитии просветительского

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие статьи:

Ранний период творчества Боттичелли
Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (Alessandro Di Mariano Filipepi). Имя Боттичелли получено от его старшего брата Джованни, ростовщика, которого называли Il Botticello («Небольшим Баррелем»). Отец Боттичелли был дубильщиком; о ...

Реформы правления избранной рады
Около 1549 года к власти пришла новая группировка под названием Избранная рада. Одним из видных деятелей, стоявших во главе Избранной рады был священник Селивестр, служивший в Благовещенском соборе Московского Кремля. Автор знаменитого &q ...

Новейшее время и его культура
Ход гуманистической болезни направлял враг рода человеческого, подбрасывая болящему новые порции лжи. Материализм — не последняя его цель. Обезверившихся людей он заставит поклониться себе. Где грань, отделяющая наивный гуманизм от оккул ...