от страха перед рыночной стихией.Новое их поколение, вступившее в по-
ру зрелости ближе к концу ХVIII в., уже не уповало на поддержку пра-
вительства пли парламента. Для них образцом гражданского поведения
являлся специалист в какой-либо области профессиональной деятельнос-
ти, знания и усердие которого приносили обществу ощутимую пользу.
Общественно-политическая жизнь Франции в ХVIII в. характеризова-
лась большой инерцией привычек и традиций, унаследованных от феодаль-
ного прошлого.Влиятельные общественные слои сопротивлялись новым вея-
ниям, которые несло с собой Просвещение.В борьбе с ним просветители
не могли в полной мере опереться ни на общественное мнение, еще не
вполне сформировавшееся, ни на правительство, подчас относившееся к
ним с нескрываемой враждебностью.Поэтому во Франции просветители не
имели такого влияния в обществе,как в Англии и Шотландии, где цели и
идеалы Просвещения вошли в плоть и кровь национальной культуры. Во
Франции уделом просветителей было своего рода "отщепенчество",порож-
давшее в их среде политический радикализм в мессианские настроення.
Большинство видных деятелей просветительского движения Франции
подвергались преследованиям за свои убеждения.Дени Дидро побывал в
заключении в Венсенском замке, Вольтер (настоящее имя - Франсуа Мари
Аруэ) - в Бастилии. Клод Гельвеций из-за нападок был вынужден отречь-
ся от своей книги "Об уме". По цензурным причинам не раз прерывалось
печатание знаменитой "Энциклопедии", выходившей в свет отдельными то-
мами в течение 1751-1772 гг.Все это заставляло просветителей облекать
свои мысли в оболочку абстрактных теорий, недоступных пониманию широ-
кой публики.
Французское Просвещение испытывало сильное влияние аристократи-
ческой культуры.Это проявилось в утонченности и изысканности литера-
турных произведений, составивших его славу.У аристократии просветите-
ли заимствовали и салонную форму общения.Атмосфера избранности,царив-
шая в салонах,усилила склонность французских просветителей к отвле-
ченному теоретизированию.
Французокое Просвещение во многом исходило из идей философов
XVII в. Рене Декарта и Локка.Согласно разработанному Декартом рацио-
налистическому методу познания, истина должна четко и ясно усматри-
ваться человеческим разумом. Немало последователей во Франции нашло
учение Локка об обощстве и государстве.
Постоянные конфликты с властями создали французским прооветите-
лям репутацию потрясателей основ и радикалов.На самом деле в своих
конституционных воззрениях многие из них не шли дальше принципов анг-
лийского Просвещения.Вслед за Локком идею разделения властей на зако-
нодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье.
При этом он выступал не просто за разграничение функций между органа-
ми государственной власти, а за разделение властей как политических
сил, каждая из которых могла бы реально служить противовесом другой.
Монтескье трудно признать радикалом еще и потому, что он ощупал пре-
делы, в которых только и возможно изменить общество и государство. Он
считал, что "дух законов" того или иного народа определяется совокуп-
ностью объективных предпосылок: климатом, характером почвы, размерами
территории, ландшафтом, образом жизни народа,религией,численностью
населения, формами хозяйственной деятельности и др.
Похожие статьи:
Наследие древних тюрков в хазарии: миф или реальность
Одной из важнейших проблем современного хазароведения остается проблема взаимовлияния хазар и древних тюрков (иначе тюркютов), взаимодействия этих этносов на уровне духовной и материальной культуры, а также в сфере государственного аппара ...
Модерн
Модерн получил развитие не только в Москве, но и в ее пригороде. Особенно распространился на усадьбы. Значительное место среди усадеб конца XIX-нач. XX века занимает «Натальевка» (ныне в селе Владимировка Краснокутского района Харьковской ...
Святая Русь и апостасия беспочвенничества в России
"Россия погибла, но Святая Русь жива". Парадоксальные по форме и глубокие по сути слова преподобномученицы Елисаветы Федоровны с замечательной ясностью указывают на вечную неумирающую силу невидимого Китежграда Руси среди предат ...
Разделы