гривой и желтых с красной гривой. Стены эти вместе с воротами - самое
замечательное, что сохранилось, хотя бы частично, от грандиозных соо-
ружений Навуходоносора (Берлин, Музей).
По подбору тонов эта блестящая цветная глазурь, пожалуй, самое
интересное в дошедших до нас памятниках искусства Нововавилонского
царства. Сами же фигуры зверей несколько однообразны и маловыразитель-
ны, и их совокупность, в общем, не более чем декоративная композиция,
при этом лишенная динамизма. Искусство Нового Вавилона создало мало
оригинального, оно повторяло лишь с большей и порой чрезмерной пыш-
ностью образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией. Это было ис-
кусство, которое мы бы ныне назвали академическим: форма, воспринятая
как канон, без той свежести, непосредственности и внутренней оправдан-
ности, которые некогда ее воодушевляли.
Новая держава утвердилась в Передней Азии и далеко расширилась за
ее пределы. Это могущественная персидская, или иранская, империя ди-
настии Ахеменидов. В ее состав вошли Вавилония и Ассирия, Малая Азия и
Египет, Мидия, Армения, Сирия и даже Средняя Азия. Как и ассирийское,
как и вавилонское, ее владычество было кратковременным, но грозным и
порой блистательным (539 - 330 гг. до н.э.).
V в. до н.э. . Подчинив себе многие народы, ахеменидский Иран
впитывает соки их культур. Но его искусство вносит в общую сокровищни-
цу и свои оригинальные черты.
Искусство ахеменидского Ирана - прежде всего дворцовое, придвор-
ное. Повелители великой империи пожелали увековечить память о своем
могуществе грандиозным строительством: дворцовые ансамбли в Пасарга-
дах, Персеполе и Сузах (ныне руины) затмили своим размахом и роскошью
почти все, что было создано в былые века в других державах. Как и ас-
сирийские дворцы, они были украшены огромными рельефами, и у входа их
стояли крылатые быки еще более внушительных размеров, чем в Хорсабаде.
Новшество, введенное персидскими зодчими, - это ападана: Многоколонный
тронный зал с целым лесом легких, стройных колонн из разноцветных кам-
ней или таких, как, например, в Сузах, где увенчанием двадцатиметровых
колонн служили тяжелые капители в виде бычьих полуфигур. Золотые об-
шивки и многоцветные изразцы украшали залитые светом покои. Яркий
блеск красок, великолепие убранства и стройный размах грандиозной ар-
хитектуры утверждали в сознании подданных величие верховной власти.
Бесконечными вереницами выстраивались по стенам рельефные фигуры царс-
ких воинов или данников.
Это было празднично - торжественное искусство, более покойное и
светлое, чем ассирийское, и без жестокости, даже в прославлении побед.
Вечный памятник всего этого величия - знаменитый майоликовый
фриз, изображающий царских телохранителей (Париж, Лувр). Греки называ-
ли этих лучников "бессмертными", так как их всегда было десять тысяч.
Но пала и эта держава. Покоренный в IV в. до н.э. Александром Ма-
кедонским, Иран, как и Египет, включился в русло эллинистической куль-
туры, с которой он уже давно находился в соприкосновении.
Культура юга нашей страны уже в третьем тысячелетии до нашей эры
переплеталась с древней шумерской культурой. Заглянем еще дальше в
глубь веков.
В Эламе (впоследствии вошедшем в состав иранской державы) под ко-
нец неолита, в IV тысячелетии до н.э. расцвело искусство керамики,
прекрасные образцы которой имеются в Эрмитаже. Сосуды, расписанные ге-
ометрическими узорами со стилизованными (до неузнаваемости) изображе-
ниями птиц и горного козла. Так и в скифском искусстве позднего перио-
да (вспомним бронзовый конский налобник из Майкопа), то есть через
тридцать веков, изображения зверей превратятся в орнамент.
"Луристанские бронзы", извлеченные из могильников XII - VIII вв
до н.э. в Луристане ( в центральной части Ирана ), с фигурами зверей,
замечательными по реализму в сочетании с декоративной стилизацией; че-
канные изделия ахеменидского Ирана - чаши, блюда, кувшины с ручками в
виде зверей, ритоны (сосуды в виде рога) с головой лошади, антилопы
или полуфигурой горного козла, равно как и уникальные по прихотливому
стилистическому решению бронзовые лошадки - памятники Кобанской куль-
Похожие статьи:
Литейный Интимный театр
“Театр отказался служить вкусам улицы и переименовался в интимный и поставил ряд художественных пьесок, рассчитанных глвным образом на тонких ценителей театрального искусства”, - так писал обозреватель о происшедших в Литейном театре изм ...
Николай Алексеевич Некрасов
"Новое время – новые песни" - так памятен этот мотив из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" (1863-1877), самого значительного и не завершенного некрасовского полотна. Некрасов входит в нашу литературу уже после гибели Пуш ...
Икона и иконопочитание
Как правило, в храме имеется несколько чтимых икон. Они выделяются особым кивотом. Всегда можно заметить, что к этим иконам больше обращаются, перед ними стоит больше свечей. Московский обычай таков: перекреститься два раза, поцеловать ик ...
Разделы