Все сады в Японии призваны вызывать у человека иллюзию пространства и погружать его в идеальный мир, далёкий от нашего бренного и несовершенного мира, но в этой совокупности выделяли несколько типов, каждый из которых имел свой способ достижения иллюзии пространства и своё предназначение.
Исторически сложились следующие типы садов:
дворцовые;
храмовые;
сады чайной церемонии;
сады у жилого дома .
Каждый из этих садов мог быть плоским или сочетать плоскую поверхность с возвышенностью, большим по площади или совсем маленьким. Самыми большими по объему являются парковые сады, пришедшие, как водится, из Китая в VI—VII вв. До нашего времени они практически не сохранились из-за многочисленных войн и стихийных бедствий. В качестве примера такого сада можно привести Парк божественных статуй в Киото: в таких парковых садах проводились состязания музыкантов и слагались стихи, а также придворные катались на лодках и участвовали в банкетах – разумеется, всё это происходило с участием императорской семьи. Как правило парковые сады устраивались на равнине рядом с естественным водоёмом, иногда частью садов становились и прилегающие рисовые поля. После того, как в Японию проник буддизм, вид парковых садов несколько изменился, чему изрядно способствовали приезжавшие мастера из Индии и Китая. Обязательными элементами стали горбатые мостики и каменные насыпи, напоминающие буддийскую триаду: крупный камень, средний и маленький рядом.
В период Хэйан (IX-XII вв.) появляются дворцовые сады с их утончённостью, изысканными формами. Эти сады использовались для развлечения знати, придворных праздников, а также для размышления и отдыха, и по площади занимали подчас довольно значительные территории, по которой было интересно и удобно гулять. В основе дворцового сада лежат озеро и остров, поэтому сад обустроен таким образом, чтобы его можно было созерцать как из дома, так и с воды. Обязательными элементами дворцовых садов являлись те же мосты, светильники, ограды, скамейки и ворота, также имелись пагоды, арочные мостики и композиции из естественного камня – всё это должно было расположить посетителя к созерцательности и размышлениям.
Появление садов при монастырях тесно связано с положением дзэн-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения истины. Это способствовало эстетичности восприятия, выработке поэтическо-метафорического способа мышления. Сады должны были располагать к созерцанию и вызывать эмоциональный отклик. Основным принципом в создании сада было гармоническое равновесие всех его элементов. Этот принцип можно сформулировать как отрицание равенства: объемно-пространственные элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размещении недопустима симметрия.
Сады при храмах создавались по принципу монохромной картины, все элементы которой соответствовали одному общему замыслу. Некоторые храмовые сады предназначались для созерцания из помещения. Часто при храмах создавались сады «паре сансуй» — так называемые сухие пейзажи, где горы и озера обозначаются строгой до аскетизма композицией из камней и песка. Такой вид сада появился в XII—XIII вв. вместе с дзэнским плоским садом, тоже небольшим по площади и иногда окруженным стеной.
Главной целью и задачей храмовых и монастырских садов было пробудить постоянно обновляющееся ощущение сопричастности человека к жизни природы, а также стремление максимально приблизиться к ее ритму. Монахи прогуливались по саду, проникаясь меланхолическим настроением, достигали полной отрешенности от повседневной жизни.
Происхождение чайного сада тесно связано с чайной церемонией, появившейся как светское действие в XVI в. Возникло понятие «тядо» — путь чая, путь единения людей в процессе отвлечения от мирской суеты. Чайный сад (тянива) составлял единый ансамбль с чайным домом, его устройство должно было производить впечатление естественной жизни природы в ее сезонном ритме. Чайный сад — дорожка из камней неправильной формы, положенных среди мхов. Дорожка петляла среди кустов, деревьев и приводила к источнику воды, где совершалось омовение рук. Чайный сад отгораживал дом от окружающего мира, а прогулка по нему должна была вызвать в душе посетителя ощущение безмятежного покоя. Убранство сада, согласно канонам, должно было напоминать уголок первозданной природы.
Похожие статьи:
Детские и юношеские годы. Первые произведения
Борис Чайковский родился 10.09.1925г. в Москве, в семье, где музыку очень любили и поощряли занятия его сыновой, которые оба избрали музыку своей профессией. В детские годы Борис сочинил первые фортепианные пьесы. Некоторые из них до сих ...
Искусство Аккада
В 24 в. до н.э. возвысился семитский город Аккад, объединивший под своей властью большую часть Двуречья. Борьба за объединение страны всколыхнула широкие массы населения и имела исторически прогрессивное значение, позволив организовать об ...
Казанский Кремль: от прошлого к будущему
Седой кремль, сердце столицы Татарстана, пережив многие века, вступает в свою вторую молодость: начата его радикальная реконструкция.
- Начало этому положил Президент РТ: по его инициативе Кабинет Министров республики в августе 1994 года ...
Разделы