От галереи вела вглубь сада аллея. На ней были оборудованы че- тыре площадки с фонтанами. Во время торжеств и приёмов на первой площадке, Дамской, обычно находилась Екатерина I с придворными дама- ми, на второй, Шкиперской, сам Пётр, проводивший здесь время в мужс- кой компании, потягивая пиво, беседуя и развлекаясь игрой в шашки. Шкиперскую площадку окружали четыре декоративно подстриженных куста, в стороне был выкопан пруд. В беседке на острове посреди пруда часто любил уединяться Пётр. Повернув от четвёртой площадки по боковой аллее налево, К Фон- танке, посетитель через минуту-другую оказывался перед Гротом.
Этот павильон прямоугольной формы завершался куполом, увенчанным шестиг- ранным фонариком, стены его были украшены колоннами и скульптурами, а соединённые арками три зала отделаны туфом, причудливыми раковина- ми, мелкими разноцветными камнями и толчёным стеклом. Казалось, что это сказочная пещера. Общее внимание привлекал тогда и спроектированный Леблоном птичник, где содержались орлы, чёрные аисты и другие диковинные пти- цы. Он напоминал, по словам историка искусства А.Новицкого, "необык- новенно красивую архитектурную игрушку самой затейливой конструкции в форме индо-китайской пагоды: в плане представляя осмиугольную звезду, почти сплошь покрытую резным орнаментом" с крышей, увенчан- ной золочёным флюгером в виде дракона.
Не раз вспоминали современники о фонтанах петровского Летнего сада. Хотя они и уступали по масштабу и оригинальности замысла фан- тастической водяной феерии Петергофа, но очень оживляли аллеи и пло- щадки. В 1721-1724 годах в Летнем саду, на месте одноэтажной царской - 5 - "мыльни", архитектор ван Звитен возвёл второй Летний дворец, распо- ложенный симметрично первому, у ответвления от Невы Лебяжьего кана- ла. Существовал он недолго и не сыграл заметной роли в формировании облика близлежащих мест. Куда более интересным сооружением оказалась так называемая "Зала для славных торжесвований", построенная на бе- регу Невы, в 1725 году в считанные месяцы для бракосочетания Анны, дочери Петра, с герцогом Карлом Фридериком Голштейн-Готторпским. Возвести её "в самом кратком времени преизрядным художеством" было поручено одному из первых крупных российских архитекторов М.Земцову.
Богато и нарядно выглядели фасады: плоскость стен между окнами (их насчитывалось пятьдесят два) оживляли пилястры, соединённые гирлян- дами, линия парапета по краю крыши прерывалась вазами на пьедеста- лах. Почти всё пространство внутри занимал огромный двухсветный зал, украшенный живописью на батальные темы и шпалерами, к нему по сторо- нам примыкали два более низких, одноэтажных помещения. Вход, над ко- торым располагалась скульптурная композиция с фигурами Марса и Неп- туна, находился в центре, связывая зал непосредственно с аллеями са- да. Из "забав" и украшений петровского времени до наших дней почти ничего не дошло, зато сохранилась ценнейшая коллекция садово-парко- вой скульптуры - около девяноста мраморных статуй и бюстов. Приобре- тённые по распоряжению Петра I главным образом в Италии, они выпол- нены мастерами венецианской школы П.Баратта, Дж.Бонацца, А.Тарсия, Дж.Зорзони и другими.
В XVIII веке скульптур было больше двухсот, но впоследствии многие погибли или "перекочевали" в летние загородные царские рези- денции и в Эрмитаж. В числе статуй - бюсты (их тогда называли "груд- ные штуки") Александра Македонского, Юлия Цезаря, римского императо- ра Траяна, польского короля Яна Собеского, шведской королевы Христи- ны, фигуры героев античной мифологии, аллегоричные изображения при- родных явлений или отвлечённых понятий ("Ночь", "Полдень", "Утро", "Закат", "Навигация", "Астрономия" и так далее). Одна из самых из- вестных скульптур - "Мир и изобилие" работы П.Баратта, аллегория Ништадтского мира. Сидящая женская фигура, олицетворение России, держит в правой руке опрокинутый факел - символ окончания войны, в другой руке у неё - рог изобилия. Рядом стоит крылатая богиня Побе- ды, венчая Россию лавровым венком. В петровское время скульптуры, фонтаны, павильоны украшали главным образом первый и частично второй Летний сад. Но и третий не - 6 - пустовал. Здесь, на южном берегу Мойки, где теперь находится в Ми- хайловском саду павильон Росси, в 1712 году начали строить небольшой дворец для Екатерины I. Завершённый золочёным шпилем с фонариком, он выглядел довольно богатым и назывался "Золотые хоромы". Конечно, эпитет "богатый" применим к нему лишь в сравнении с обычными пост- ройками тех лет, а рядом с великолепными царскими резиденциями более позднего времени он показался бы маленьким и невзрачным. Этот дворец дал ещё одно название Большому лугу - Царицын луг.
Похожие статьи:
Архитектура итальянского Возрождения
Зодчество итальянского Возрождения достигает вершины своего развития в Риме в начале 16 столетия. В столице папского государства завершаются важнейшие идейно-художественные искания итальянской архитектуры, развивавшейся до того в нескольк ...
Десять выдающихся архитекторов и произведений архитектуры XX века
Отделение архитектуры РААСН обратилось к членам Академии с просьбой назвать имена десяти выдающихся, по их мнению, архитекторов и произведений архитектуры XX века. Публикуемые ниже итоги опроса, естественно, не отражают всех конкретных су ...
Творчество Ф.Феллини
Режиссер родился в семье провинциального среднего класса. Отец был коммивояжером. В школе мальчик проявлял интерес только к рисованию. Подробности начала жизни Феллини запутаны. Его фильмы часто автобиографичны и содержат много воспоминан ...
Разделы