В 1730 году императрица Анна Иоанновна поручила молодому Растрелли со- орудить для неё новый одноэтажный Летний дворец рядом с Большим лу- гом, на месте "Залы для славных торжествований". Приказ был выполнен быстро. "Я построил деревянный дворец напротив Большой реки Невы,- вспоминал позднее архитектор,- состоявший из 28 комнат с большим за- лом. С большим спуском к воде для барок и придворных шлюпок".
В начале 40-х годов Растрелли начал возведение ещё одного Лет- него дворца, на этот раз для правительницы Анны Леопольдовны. Место для него было выбрано в третьем Летнем саду, у самого Большого луга (там, где сейчас Инженерный замок). Пока велось строительство прои- зошёл дворцовый переворот, и на престол вступила Елизавета Петровна. Она и стала хозяйкой нового здания. В середине и второй половине XVIII века именно оно прежде всего бросалось в глаза всем, кто попа- дал в эти места. Его стали называть Летним дворцом Елизаветы Петров- ны. "Строение этого дворца,- читаем мы в документах того времени,- начато 24 июня 1741 года. Повелено строить с крайним поспешанием". К 1744 году здание вчерне было закончено, продолжалась лишь отделка. Сам Растрелли писал о дворце: "Это здание имело более 160 апартамен- тов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зерка- лами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прек- расными фонтанами, с Эрмитажем, построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами, все украшения которых были позоло- чены". Не случайно в этих немногих строках несколько раз встречается слово "украшение": богатство декоративного убранства имело для архи- тектора первостепенное значение. Хотя
Летнего дворца Елизаветы Пет- ровны уже давно нет, рисунки, гравюры, картины, планы XVIII века да- ют возможность достаточно отчётливо представить его облик. С Потеш- ного поля открывался вид на главный фасад дворца, обращённый на се- вер, к Мойке и Летнему саду. На фоне светло-розовых стен эффектно выделялись белоснежные пилястры и резные наличники огромных окон второго, парадного, этажа. Нарядно выглядела балюстрада со статуями, разорванный фронтон над центральной частью фасада, украшенный резной декоративной скульптурой с гербом императрицы. К парадному подъезду вели не только два марша широкой лестницы, но и два пандуса.
Перед дворцом был раскинут партерный цветник, тоже по рисунку Растрелли, в его центре били фонтанные струи, а вдоль Мойки тянулись аккуратно подстриженные деревья, похожие на зелёные пирамиды. Чтобы Елизавете Петровне было удобно гулять в нём, через Мойку в 1744 году соорудили специальную крытую деревянную галерею. Внутри этого "служебного пе- рехода" висели картины. Те, кто приезжали во дворец, видели сначала не северный фасад, обращённый к Мойке, а противоположный, южный. Дворец с его, окружением был по существу, усадебной постройкой, мало связанной с остальным городом, хотя и занимал в его центральной час- ти большую территорию. После завершения строительства Летнего дворца - 9 - у северо-западного крыла здания по чертежам Растрелли построили не- большой павильон Эрмитаж, а возле него появился "возвышенный сад на каменном фундаменте" с двумя прудами. Ещё через несколько лет архи- тектор перекинул через Фонтанку Акведук, украшенный балюстрадой, ка- риатидами на опорах, гирляндами, венками; вскоре к северо-восточному крылу дворца пристроили, тоже по проекту Растрелли, "новый большой галерейный зал", убранный не менее богато, чем главные парадные по- мещения, а также придворную церковь.
Похожие статьи:
Верхняя одежда
К верхней одежде относятся костюмы, плащи, пальто, пелерины. Деление верхней одежды на зимнюю, демисезонную, летнюю оказывает влияние на выбор мотивов, применяемых для её моделирования. Но верхняя одежда отличается от летнего платья боль ...
Создание Голливуда
Голливуд, который сейчас известен всему миру как центр американской кинопромышленности, в начале XX века представлял собой предместье небольшого городка Лос-Анжелес, возникшего на месте испанской колонии.
Расположенный в западной части С ...
Религия после Амарны
Значительно усилив реалистическое светское направление в искусстве и литературе, реформа Эхнатона в то же время вызвала негативную реакцию со стороны традиционной сакральной культуры одним из наиболее стойких приверженцев, которой явля ...
Разделы