Изучением истории построек и археологическими раскопками в Сен-Дени на протяжениии многих лет занимались Ж. Формиже6 и С.М. Кросби. Наиболее полное издание, посвященное вопросам строительства и реставраций Сен-Дени представляет собой работа С.М. Кросби, опубликованная в 1987 году.
Раскопки рассказывают о трех, а возможно и четырех структурах, которые существовали над могилой Святого Дионисия.
Остатки галло-римской кладки говорят о том, что около могилы святого, существовала структура второго или третьего столетия. Возможно, что эти каменные блоки относятся к мавзолею, первоначально установленному над захоронением. Однако, Vie de sainte Geneviève (520г), не упоминает мавзолей, но сообщает,что могила была в "ужасном и страшном" месте.
Жюль Формиже обнаружил первую часовню, относящуюся приблизительно к IV-му веку, которая была возведена в константиновское время и разрушена после смерти этого императора12. В центре нее обнаружена большая яма, рассчитанная на несколько захоронений.
Первая церковь, обнаруженная раскопками Кросби, датировалась приблизительно 450-475 годом, и видимо представляла из себя ту базилику, которая была построена по настоянию св. Женевьевы на месте захоронения Св. Дионисия. По размерам она была не больше часовни, и фактически представляла из себя простое прямоугольное здание с каменными стенами нерегулярной раннесредневековой кладки и деревянной крышей. Постройка была увеличена к западу в конце пятого – начале шестого века. Элементы мавзолея возможно использовались в строительстве этой часовни. Место быстро становится известным, как об этом свидетельствует погребение меровингской королевы Арегонды – супруги короля Хлотаря I. Рядом на севере возникают еще две постройки – церковь св. Бартоломея (Saint-Barthélémy) и св. Петра. Пространство между этими тремя церквями становится кладбищем. Там в 1793 будут вырыты две ямы, куда будут сброшены останки королей и монахов, похороненных в монастырской церкви.
Григорий Турский упоминает о разрушении церкви солдатами Сигиберта в 570-е годы. В работе Жюля Формиже высказывается точка зрения, что церковь пятого века, ограбленная солдатами Сигеберта, была реконструирована в 630 году королем Дагобертом и закончена до его неожиданой смерти, последовавшей в 638 году.
Дальнейшие археологические исследования Кросби показали, что базилика была расширена при патронаже Дагоберта на запад и восток. Однако, Элизабет Браун, ссылаясь на описание церкви, составленное в Сен-Дени и датированное 799 годом, утверждает, что Дагоберт построил монастырь, а не церковь. Кроме того, она обращает внимание на то, что в Хронике Фредегара деятельность Дагоберта ограничивается только богатым декорированием церкви. О существовании точки зрения, ставящей под сомнение строительство церкви Дагобертом упоминает еще Формиже. Однако, он указывает на то, что масштабы королевских даров и украшений плохо согласуются с представлением о незначительной постройке, и придерживается точки зрения, что Дагоберт не только украшал, но и перестраивал церковь построенного им монастыря. В любом случае, король Дагоберт был щедрым дарителем. К двенадцатому столетию, из-за его патронажа, его строительной кампании, его дорогостоящих даров, и королевских привилегий, которые он предоставил аббатству, аббат Сугерий и его современники неправильно приписывали Дагоберту существующую церковь как основателю. Во времена Сугерия считалось, что церковь, приписываемая Дагоберту, была лично освящена Христом. На самом деле, церковь, которую принимали за церковь Дагоберта была каролингской базиликой, начатой под патронажем короля франков Пипина Короткого (751-768) около 755 года. Возведенные вновь стены покоились на прежних основаниях. Она была закончена его сыном Карлом Великим (768-814) и освящена в 775 году в присутствии короля и его приближенных. Руководил строительством каролингского здания аббат Фульрад (750-784), который, подобно Сугерию, играл важную роль в политической жизни и пользовался благосклонностью короля. Возможно, идеи о перестройке базилики были связаны с визитом папы Стефана II (752-757), а также со сменой и утверждением новой королевской династии.
Похожие статьи:
Искусство времени Эхнатона и его преемников
Конец XVIII династии — это период, имевший совершенно исключительное значение в истории египетского искусства.
Следствием завоевательных войн царей XVIII династии был рост богатств знати и тесно связанного с ней жречества; это обогащение ...
Каргопольская игрушка
Сейчас в Каргополе работает центр народных ремесел "Берегиня", где можно посмотреть на игрушки, приобрести их, и даже попробовать слепить их самостоятельно под руководством молодых мастеров этого древнего ремесла.
Издавна крест ...
Икона и иконопочитание
Как правило, в храме имеется несколько чтимых икон. Они выделяются особым кивотом. Всегда можно заметить, что к этим иконам больше обращаются, перед ними стоит больше свечей. Московский обычай таков: перекреститься два раза, поцеловать ик ...
Разделы