Пипин Короткий умер в Сен-Дени 24 сентября 768 года и был похоронен там же. Из результатов раскопок стало ясно, "что из фасадной стены каролингского храма выступала полигональная апсида. Сам Сугерий называет это выступающее строение "augmentum", добавление, не говоря ничего конкретного о его форме. Он только считает нужным заметить, что в нем покоился прах Пипина Короткого, который приказал, чтобы его похоронили, за грехи его отца Карла Мартелла, снаружи церкви, лицом вниз. В 832 году аббат Хильдуин увеличивает крипту на восток. Он выстраивает трехнефную часовню, посвященную Святой Деве, святому Иоанну и всем святым23. В период между аббатством Хильдуина и Сугерия, стараниями Вильгельма Завоевателя (умер 1087 г.) произошло присоединение башни с северной стороны.
В XII веке каролингской церкви потребовалась реконструкция. С одной стороны в некоторых частях здание находилось в критическом состоянии, с другой стороны, оно было уже недостаточно вместительно и не вполне удовлетворяло новым потребностям аббатства. Строительство четвертой базилики, построенной под патронажем аббата Сугерия, началось около 1130 года и продолжалось до самой его смерти в 1151 году.
Сугерий хотел сохранить сначала каролингский неф, который, как он считал, был освящен самим Христом, и решил строиться на западе, на востоке, на севере и на юге. Он начал с нартекса на западе, и объединил его с нефом, предварительно разрушив каролингский фасад, нартекс и l’augmentum. "Затем, он строит новый трансепт и просторный хор на востоке, перемещая, таким образом, алтарь на восток и преобразуя крипту в целом. Когда этот хор был объединен, в свою очередь, с каролингским нефом, он начал расширение этого нефа… во внешнюю сторону, идя с востока к западу", но смерть не позволила ему закончить этот проект.
Нартекс содержал три часовни на первом этаже. Уровень двух боковых часовень был поднят на 0,90 м, добирались к ним с помощью двух лестниц, расположенных в северной и южной башнях. По мнению Ж.Формиже, южная башня и трансепт были закончены в 1148, до смерти Suger, последовавшей в 1151 году. С.М. Кросби считает, что работы над трансептом были начаты, но не закончены при жизни Сугерия. Несмотря на замечания Формиже о существовании оснований колонн в восточной части трансепта, Кросби не обнаружил никаких остатков восточных сторон трансепта – ни восьмого века, ни двенадцатого. Сугерий сам писал неоднократно о своем желании объединить восточную и западную части церкви яркой новой серединой, однако, он также выражал опасение, что эта работа никогда не будет завершена. Археологические изыскания Кросби обнаружили только три фрагмента двенадцатого столетия в области трансепта, "они включают юго-западный проем (в стене) и трюмо южной двери трансепта, которая должна была открываться в монастырь; западную внутреннюю часть северной двери трансепта и западную часть опоры двенадцатого столетия с северной стороны полукруга хора, найденной между поднятым уровнем пола хора и более низким уровнем пола Каролингского нефа восьмого столетия".
Северная башня была закончена после смерти Сугерия. В 1219 года в нее попала молния и в XIII веке она была восстановлена. Западный фасад и нартекс были освящены 9 июня 1140. Пятью неделями позже, 14 июля, был заложен первый камень нового хора, который был освящен 11 июня 1144 во время великолепной церемонии, описанной самим Сугерием. В этот же день были освящены алтари перестроенной крипты.
Жюль Формиже предложил интересную реконструкцию задуманного Сугерием плана базилики. Он предполагает, что многое определялось тем, что церковь, как и все аббатство, была укреплена ввиду возможного нападения врага. В связи с этим башни нартекса и ярус фасада над окном-розой заканчивались зубцами, придавая фасаду вид грозной крепости. Перед порталом на расстоянии двенадцати метров был ров, наполненный водой. Подъемный мост вел к укрепленным двумя башнями воротам наружной стены аббатства. От ворот до портала расстояние равнялось двадцати четырем метрам. После строительства хора и трансепта, было задумано расширить во внешнюю сторону боковые нефы и воздвигнуть посредине их ряды круглых колонн. Образовавшиеся два нефа должны были быть покрыты эмпорами. Трансепт должен был находиться на одной линии с хором и нефом и не должен был выдаваться за пределы нефа. Однако при Сугерии старое трехнефное тело базилики было лишь реставрировано и над ним оставалось старое перекрытие. Вышеупомянутая колоннада не была воздвигнута. После Сугерия, в течение всего XIII века и до начала XIV века, велись строительные работы. Трансепт и неф были перестроены между 1231 и 1281 годами в духе высокой готики, также перестроен хор Сугерия. От него сохранилась лишь обходная галерея с венцом капелл, несущих остатки витражей XII века, а о конструкции хора теперь мы можем судить только гипотетически. Важную роль в строительных кампаниях тринадцатого века сыграли аббаты Од Клеман (Eudes Clément) (1229-1245), Гийом де Массури (Guillaume de Massouris) (1245-1254) и Мэтью де Вандом (Mathieu de Vendôme) (1258-1286). Акт закупки земли и карьера в Конфлане (Conflans) от октября 1247 года называет архитектора Пьера де Монтрейля, но из этого документа невозможно точно установить, что именно Пьер де Монтрейль сделал для Сен-Дени. В середине тринадцатого века в церкви устраиваются гробницы с указанием королей и королев, похороненных в Сен-Дени, в их число попадает и Карл Мартелл, родоначальник каролингской династии, из уважения названный rex. В период с 1299 года по 1303, устраивается капелла на юге восточного конца в память о святом Людовике, умершем в 1270 и канонизированном в 1297, останки которого похоронены на стыке трансепта и нефа. С северо-западной стороны нефа между 1320 и 1324 годами появляются шесть капелл.
Похожие статьи:
Эгейское искусство III тыс. до н. э
В III тыс. до н. э. высокого расцвета достигло искусство Эгеиды (островов Эгейского моря и побережья Малой Азии). Особую известность приобрели работы мастеров Кикладского архипелага, расположенного в южной части Эгейского моря (Фера или С ...
Андрей Рублев. «Троица»
Трое прекрасных юношей сидят за столом. Вокруг головы у каждого – сияние. За плечами – крылья. Это ангелы. Они сидят молча и неподвижно. Они глубоко задумались о чем-то. Трудно передать словами те чувства, которые выражают их лица, руки, ...
Искусство Греческой архаики
В период архаики (7 - 6 вв. до н.э.) греческое искусство далеко ушло от примитивных форм искусства гомеровского периода. Оно стало несравненно сложнее и, что самое главное, вступило на путь реалистического развития, с трудом преодолевая у ...
Разделы