Сапунов

Страница 1

 103. Н. Сапунов. Карусель. 1908. Ленинград, Русский музей.(N. Sapounov. Carrousel. 1908. Musee russe de Leningrad.)

Н. Сапунов. Карусель. 1908. Ленинград, Русский музей

В залах наших столичных музеев Н. Сапунов представлен всего лишь несколькими вещами, по которым трудно составить себе представление о нем. В общих трудах по истории русского искусства самое большее — признается его умение как декоратора приноравливаться к требованиям театра, а в натюрмортах передавать материальность предметов („История русского искусства", М., 1960, стр.411.). Между тем он был большим художником. Его искусство не только красочно, но и значительно, и не только радует, но и волнует. Выставка Сапунова в Москве к пятидесятилетию со дня его смерти показала, что мы имеем в его лице первоклассного живописца, которым может гордиться русская школа живописи.

Сложно и противоречиво, — эта формула нередко прилагается к художникам, которые не укладываются в прокрустово ложе избитых определений. Согласимся, что искусство Сапунова было и сложно и противоречиво. Но не забудем и того, что время, когда он жил и творил, было сложным и противоречивым. И потому это определение не должно бросать тени на его репутацию. Оно лишь означает, что он выразил в своем искусстве то, чем жили, дышали и болели его современники.

То было время радужных надежд и горьких разочарований, смелых дерзаний и болезненной усталости, открытий нового и неоправданного забвения старого. Искусство освобождалось от изжившей себя рутины, но легко поддавалось соблазнам преходящей моды. Нужно помнить о всех этих „за" и „против" в жизни того времени, чтобы понять, что Сапунов — чуткий, отзывчивый, как и многие другие таланты, — не мог не испытать в своем творчестве воздействия этого времени.

Судьба отмерила Сапунову лишь около десяти лет для самостоятельного творчества. Зато в эти недолгие годы он оказался в художественной среде, которая, как магнитное поле, была заряжена могучими силами. Он вышел из мастерской И. Левитана, но, пожалуй, больше был обязан Константину Коровину. Его органическую связь со всей русской художественной школой не могли поколебать никакие увлечения. Как и многим его сверстникам, ему освещал путь гений М. Врубеля, открывателя новых пленительных гармоний в русской живописи. Было у него множество талантливых сверстников, попутчиков, соперников: С. Судейкин, братья Д. и В. Милиотти, П. Кузнецов, М. Ларионов. Были и художники, с которыми он всего лишь соприкасался: Б. Кустодиев и Ф. Малявин. В декорационной живописи он шел плечом к плечу с плеядой всемирно прославленных мастеров, таких, как А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, М. Добужинский. В то время художники охотно дружили с поэтами и музыкантами, вдохновляли друг друга, и потому имя Сапунова невольно вызывает в памяти имена А. Блока, Андрея Белого, М. Кузьмина, И. Стравинского.

Это вовсе не значит, что на Сапунове всего лишь пересекались идущие извне воздействия и влияния. Художник яркой самобытности, он по-своему решал занимавшие его поколение вопросы. Само наследие его свидетельствует о серьезном творческом труде этого на первый взгляд беспечного и беспутного художника — кутилы и фата, каким он сохранился в памяти современников.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Мона Лиза. Рождение легенды Леонардо да Винчи
Сегодня тот факт, что "Мона Лиза", также именуемая "Джокондой", является самым известным (популярным) произведением искусства планеты Земля не вызывает, вне зависимости от личного отношения к этому творению Леонардо да ...

Искусство Шумера и Аккада
Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров нет точных данных. Известно, что они появились в Южной Месопотамии не поздн ...

Искусство Крита
Вначале 2 тысячелетия до н. э. На Крите строили много дворцов. Каждый из них представлял собой большую группу построек, возведенных вокруг внутреннего двора и предназначенных как для религиозных (сакральных), так и светских надобностей. Д ...