В наследии Сапунова преобладают театральные эскизы к состоявшимся или так и не состоявшимся театральным постановкам. Они преобладают и по своему художественному значению. Влечение Сапунова к театру было явлением не случайным: оно давало возможность хотя бы приблизиться к идеалу большого синтетического искусства, воплотить романтическую иллюзию гармонии, от которой отвернулась станковая живопись. Режиссеры охотно сотрудничали с Сапуновым: он чутко улавливал их замыслы и участвовал в их осуществлении. Этому признанию приходится верить на слово тем, кто не видел декораций и костюмов Сапунова на сцене.
Вместе с тем большинство дошедших до нас театральных картин Сапунова имеют вполне самостоятельное значение. В них намечается особый жанр живописи. Почти все они выполнены темперой, как театральные эскизы, но тонкостью красочных отношений не уступают станковым картинам маслом. В них больше жизненности, чем требуется в театральных эскизах, хотя это и не вполне настоящая жизнь, но жизнь, озаренная воображением, освещенная огнями рампы, вынесенная на сцену, где небывало обнажаются пружины человеческого существования.
В каждой своей театральной работе Сапунов должен был следовать актерскому тексту и режиссерскому плану. И вместе с тем на каждой лежит отпечаток его собственных исканий и творческой мысли. В них сказались как его влюбленность в красоту, радость, восторженность, увлечение, любование, так и его насмешка, ирония, горечь сомнений, разочарование. Живое и условное, возвышенное и низменное, веселое и печальное — все, что волновало художника по разным поводам, нашло себе доступ в эти создания.
В ряде картин Сапунова сцена выглядит прежде всего как стройное, прекрасное зрелище. Такие эскизы, как „Балет", „Маскарад", „Ночной праздник", словно задуманы для величественной императорской сцены, для классического балета с изящно порхающими по сцене балеринами в пачках (М. Алпатов и Е. Гунст, указ, соч., табл. 1.). В этих работах Сапунов верен коровинской живописной тональности. Все погружено в мглистую атмосферу приглушенно-сиреневых, розовых, зеленоватых тонов, озаряемую золотистым сиянием фонариков. Но темпераментная плотность письма Коровина уступает место у Сапунова утонченной изысканности, способной обесплотить форму. Театральное зрелище выглядит у него, как зыбкое видение, готовое каждое мгновение сгинуть, рассеяться, как туман. Прекрасное благородное зрелище оставляет несколько холодное впечатление в эскизах к „Орфею" Глюка.
В ряде других эскизов Сапунова сильнее драматический момент. Эскиз к „Пляске смерти" Ф. Ведекинда этому особенно наглядный пример (М. Алпатов и Е. Гунст, указ, соч., табл. 2.). Общее живописное впечатление той же цельности, слитности, но краски приобретают способность передавать то, что свершается на сцене, выражать волнение человеческих чувств. Свет спорит с мраком, ярко горят огни, от них зажигаются алые цветы на занавесе, синим пламенем светятся длинные шлейфы дам. В этих работах Сапунова проглядывают традиции венецианского колоризма. Но нельзя забывать и нашего П. Федотова, его „Анкор, еще анкор", переданной в этой картине гнетущей атмосферы и вибрации теплых тонов.
Похожие статьи:
Кич и паракич: Рождение искусства из прозы жизни
Предлагаемые заметки посвящены советскому кичу 50-70-х годов как источнику художественной рефлексии в изобразительном искусстве 70-80-х.
В соответствии с авторской концепцией кича 1 кич понимается как особый тип культуры (субкультуры), с ...
Проблема личности в художественной культуре Западной Европы и русского средневековья XVII века
В понятие «художественная культура», как правило, включают многообразные группы процессов и явлений. В данной статье рассматривается аспект развития социального субъекта-личности в мироощущении западноевропейской интеллигенции XVII столет ...
Икона „Вознесение" в Третьяковской галерее
Андрей Рублев и Даниил Черный. Вознесение. Икона Успенского собора во Владимире. 1408. Москва, Третьяковская галерея.
Среди памятников древнерусской иконописи имеется немало таких, которые давно уже получили широкую известность, неодно ...
Разделы