Пятигранная пристройка на восточной стороне корпуса, напоминающая по своей форме и местоположению обыкновенную апсиду (алтарь) церкви, вероятно, появилась позднее самого здания, скорее всего в конце XVII — начале XVIII века. Она могла быть алтарной частью небольшого храма, для которого перестроили восточную часть корпуса, или же маленькой церковкой, а может .быть, летней светелкой настоятеля.
Настоятельский корпус — единственное здание в монастыре, где удалось обнаружить уцелевшие изразцовые украшения.
Надвратная церковь Михаила Архангела построена в 1683—1685 годах. И это здание — важнейшую составную часть архитектурного комплекса — строил
Афанасий Фомин. Сохранилась копия подрядной записи, внесенная в приходо-расходную книгу в апреле 1683 года:
“ .подрядены стрельцы Афонька Фомин со товарищи построить в Иверском монастыре каменные святые ворота в вышину 2 сажени косых, да на тех воротах церковь каменную о пяти главах каменных в вышину 4-х сажен косых, а внутри пространства в той церкви 3 сажен аршинных длпннику и поперечнику окромя алтаря . Денег пятьдесят рублев да 20 пуд соли, дано всякому человеку па неделю по хлебу, да 20 пуд свиного мяса .”
Воротная часть здания церкви Михаила Архангела — прямоугольное в плане одноэтажное сооружение (22 Х 18м), прорезанное посередине глубокой сквозной аркой. С некоторым отступом от наружной стены в арке были сделаны притолоки, на которых висели двухстворчатые, окованные железом двери. По сторонам проезжей арки с обеих сторон имелись ложные декоративные арки, за которыми располагались хозяйственные помещения и лестница на второй этаж. Ворота оканчивались прямоугольной горизонтальной площадкой, на которой, как на платформе, была возведена церковь Михаила Архангела. Она представляет собой квадратную бесстолпную постройку, перекрытую сомкнутым сводом, с одной пятигранной апсидой и восьмигранным глухим барабаном. Церковь занимает гораздо меньшую площадь, чем основание, на которое она поставлена. Вокруг нее — свободное пространство, ограниченное с севера и юга торцовыми стенами смежных корпусов, а с запада — высоким парапетом, прорезанным тринадцатью окнами с арочными перемычками. Эта своеобразная галерея на восточной стороне оканчивается двумя небольшими надстройками, появившимися позднее — в конце XVIII—XIX веке. Судя по поздним карнизам, потолку и крыше над галереей, которые закрывают древний декор на стенах церкви, первоначально площадка была открытой.
Переделкам подвергалась и сама церковь. Пятигранная апсида в древности была покрыта не полукуполом, а высоким деревянным шатром, отпечатки которого и теперь хорошо прослеживаются на восточной стене здания. К позднему времени относится и барабан с восьмигранным куполом, круглой шейкой и главкой. Центральный барабан был первоначально круглым, гораздо меньших размеров, световой. О нем можно судить по отверстию в сомкнутом своде, теперь заделанному сверху. По углам располагались еще четыре глухих барабана — церковь первоначально была пятиглавой. Главы и украшавшие их основания деревянные кокошники были покрыты лемехом, а центральный барабан и глава были расписаны. Для приспособления помещений к различным нуждам устраивались перегородки, новые двери и лестницы. Высокое пространство церкви перегорожено деревянным перекрытием на два яруса ниже деревянных хоров. Внутристенная лестница, ведущая на эти хоры по северной и западным стенам, закрыта. Многие окна галереи и самой церкви также заложены.
В отличие от предыдущих построек фасады Михаило-Архангельской церкви и ворот богато и равномерно декорированы. Мотивы декора традиционны: вертикальные жгуты-валики, прямоугольные, сильно вытянутые по высоте, и квадратные нишки, обрамления вокруг арок, широкий фриз из поясков, поребрика и “сухариков”. Все вместе они образуют каменное кружево на фоне белоснежных стен. На западном фасаде декор был поврежден в XIX веке. Живописцы-ремесленники изобразили над аркой сцену из жизни Иверского монастыря — перевозку “мощей” в новую обитель.
Похожие статьи:
Многоуровневость творчества
Фазы творческого процесса отражают структурно-уровневую природу механизма творчества. Целесообразно говорить о спектре творческих задач. Дифференциация внутри спектра осуществляется в зависимости от уровня (степени) содержащихся в этой ...
Урбанизм
Урбанизм (от лат. urbs — город) — отражение в литературе (в ее тематике, образах, стиле) большого города с высокоразвитой техникой и индустрией, городского быта, особенностей психики, порожденных городским укладом. Городская тематика, поя ...
Становление национального профессионального театра. Музыкальная жизнь
В формировании белорусского профессионального театра большую роль сыграла театральная культура русского, украинского и польского народов. В белорусских городах действовали местные русские драматические труппы, а также гастролировали акте ...
Разделы