Свою конфигурацию, основные границы, план, местоположение главных построек монастырь получил в первые годы строительства. Основные изменения делал в ходе работ сам Никон. Когда на смену деревянным постройкам
пришли каменные здания, изменившие архитектурно-художественный облик комплекса и частично внутреннюю планировку монастыря, его размеры и основные очертания остались прежними.
Окруженный стенами, Иверский монастырь имеет форму многоугольника. Самая короткая его сторона — западная, самые длинные — восточная и северная. С запада заметен подъем почвы, на восточной стороне — легкое всхолмление, самая высокая точка острова. Именно здесь и расположено главное здание монастыря — Успенский собор.
С востока и с северо-востока естественные границы монастыря обозначались крутыми обрывами к озеру, с севера и с запада — озером, а с юга — глубоким илистым оврагом, вскоре засыпанным. По" описи 1730 года протяженность стен, длина которых практически не менялась с XVII века, составляла 451 сажень (около 960 метров). Возможно, уже в “никоновский” период западная часть монастыря, ограниченная на востоке существующими корпусами и надвратной церковью Михаила Архангела, была несколько обособлена от основной территории и предназначалась для гостей, богомольцев и странников. Здесь стояли гостиный и странноприимный корпуса, конюшни, сараи и прочие постройки, составлявшие гостиный двор монастыря.
Несмотря на то что свой замысел Никон не успел осуществить до конца, монастырский ансамбль имел уже определенные, законченные архитектурные формы.
Серые бревенчатые стены кольцом окружали возвышавшуюся часть острова, отмечая границы и главные постройки монастыря живописным силуэтом крепостных башен с шатровыми верхами. В этом бревенчатом ожерелье, фланкируемая слева вертикалью Фплипповской церкви и группой построек вокруг трапезной, а справа — шатром колокольни, высилась мощная белокаменная громада собора, Таким виделся монастырь в середине XVII века путешественникам, подплывавшим к нему по озеру со стороны Валдая. Путнику монастырь открывался своей самой узкой, западной стороной, а остров — пониженной, отчего все постройки как бы плотно группировались у подножия собора и их силуэт на втором и -третьем планах неуклонно нарастал по вертикали, подчеркивая мощный взлет стен и глав храма Иверской богоматери.
От возведения каменного первенца до нового этапа каменного строительства прошло почти десять лет, оставивших неизгладимый след в истории монастыря. Монахи не ограничивались лишь богоугодными службами. Приобретение богатств любыми средствами было едва ли не главной целью их существования. В цепкие руки иверских обитателей попали крестьяне, сотни десятин леса, лугов и пашни, Валдайское озеро с богатыми рыбными угодьями, соляные варницы в Старой Руссе, крупные села с немалым количеством жителей, владевших различными ремеслами. Но и этого оказалось мало. Монахи решили взять в свои руки развитие наиболее выгодных ремесел.
Одним из самых крупных производств при монастыре было изразцовое. В 1655 году, когда строительство монастыря только разворачивалось, настоятель докладывал Никону: “А глину, государь, отыскали в селе Богородицыне (одно из названий села Валдай.—Авт.), добра, а в той глине делает месщанин Копоса города Игнат Максимов изразцы пешные, и на то изразцовое дело избу ему с сенми поставили”.
В 1656 году по требованию Никона на патриарший двор в Тверь были посланы комплекты изразцов на пять печей (“с разными красками”). Изразцовые печи ставили в монастырских постройках, в гостиных дворах, в самом Валдае. Много изразцов, по-видимому, шло на продажу. Монахи заботились о расширении изразцового дела, учились изготавливать высокохудожественные “кафли”. В монастырских документах середины 60-х годов XVII века часто упоминается имя “печара” (печного мастера) “Якушки Степанова, сына Червякова”, делавшего изразцы. Он же обучал и монаха Селивестра “как па кафли краски розные наводить”. В последующие годы Селивестр сам успешно занимался производством изразцов.
Похожие статьи:
Музыкальные рукописи эпохи Ивана III в собрании Кирилло-Белозерского монастыря
В пятнадцатом столетии древнерусские музыкальные рукописи (богослужебные певческие книги) подверглись реформированию, в значительной степени связанному со сменой богослужебного устава. В течение 15 века русская Церковь постепенно перешла ...
Маргинальный опыт Мишеля Фуко
Маргинальность, маргинализация, маргинальный… В ХХ веке эти понятия, становясь все более популярными, приобретают четкую терминологическую определенность, детально разрабатываются, но, как ни странно, теряют свою суть. Латинский корень ma ...
Рококо
Рококо (от франц. rocaille — раковина, изделие из ракушек) — стиль искусства и литературы, развившийся в XVIII в. в Европе на почве декаданса феодально-дворянской культуры. Своего наиболее полного выражения он достиг во Франции, где после ...
Разделы