На втором этапе проектирования зарождается идея тройственного храма и окончательно сформировывается необычный филосовско-религиозный замысел.
По мысли Витберга храм должен был стать тройственным, т.е. "храм тела, храм души и храм духа, - но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности, должен быть един". Идея тройственного храма становиться центральной в проекте Витберга. Он работает, стремясь, "чтобы все наружные формы храма были отпечатком внутренней идеи". Идея троичности выражает основополагающее понятие христианства: Бог один, но троичен в лицах - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой - это Троица Единосущная и нераздельная.
Идея тройственного храма и то, что Витберг сумел вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать событие национальной истории основываясь на системе общечеловеческих ценностей христианства, помогает ему выиграть конкурс.
Вторая основополагающая идея, которую стремится выразить в структуре и облике храма Витберг - это взаимосвязь троичности Бога и человека. Согласно канонам православия человек трехсоставен и состоит из тела, души и духа. Тело человека создано Богом "из праха земного" (Быт. 2, 7) и потому оно принадлежит земле: "земля еси и в землю отыдеши" (Быт. 3. 19). Душа дана Богом как оживотворяющее начало. Господь Бог "вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою" . (Быт. 2, 7). Над телом и душой стоит высшее, а именно - дух. "Дух, - говорит еп. Феофан, - "как сила от Бога изшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в нем Одном находит покой". Тройственной природе человека соответствуют, подчеркивает Витберг, и три момента жизни Христа - Рождество, Преображение и Воскресение.
Витберг проектирует храм Христа Спасителя трехчастным и по вертикали. Друг над другом расположены:
- подземный храм во имя Рождества Христова, имеющий в плане параллелепипед, напоминающий гроб (здесь должны были непрерывно совершаться панихиды);
- крестообразный наземный - во имя Преображения Господня, символизирующий смешение света и тьмы в душе человека, а также сочетание добра и зла в человеческой жизни. Средний храм предполагалось украсить множеством статуй;
- круглый верхний - во имя Воскресения Христова. Высокий берег Воробьевых гор трактуется архитектором как естественное подножие грандиозного сооружения. Подземный храм предполагалось соорудить в толще берегового склона, оформив проходы в виде торжественных, обрамленных колоннадами лестниц.
Но Храм Христа Спасителя сооружался в память о войне 1812 года, в результате чего возникло еще одно сравнение - подвига павших за Отечество русских воинов с искупительной жертвой Христа. "К нижнему телесному храму", - пишет Витберг, - "почел я приличным примкнуть воспоминание о жертвах 1812 года, кои положили живот свой за Отечество, то есть богатую катакомбу, которая бы передала потомству память всех убиенных за Отечество воинов".
Желание увековечить память всех погибших принципиально отличает проект Витберга от предложения Кикина и осуществленного проекта Тона с поименным увековечиванием только офицеров. Кажущаяся сегодня само собой разумеющейся мысль во времена Витберга выражала глубокий поворот в общественном сознании. В ней - начало процесса разрушения сословных перегородок и признание, хотя бы посмертное, равенства всех павших за Отечество воинов.
О масштабах предполагаемого храма дают представления следующие размеры: высота всего строения, которое должно было стать самым высоким в мире, 237 м от подошвы горы до креста. Лестница шириной более 106 м, начинающаяся в 149-ти м от набережной Москвы-реки, состоит из 5-ти террас-уступов. Высота наземной части храма 170 м, диаметр главного купола более 50-ти м (для сравнения: высота храма св. Петра в Риме - 141,5 м, колокольни Ивана Великого - 80 м, над уровнем Москвы-реки - 122 м). Площадку перед нижним храмом должны были фланкировать колоннады, каждая длиной до 640 м. По их сторонам предусматривалось строительство двух триумфальных колонн высотой в 106 м. Материалом для одной из колонн должны были стать пушки, отбитые у неприятеля на территории России, для другой - за рубежом.
Похожие статьи:
Иконное, иконописное и иконичное в творчестве Николая Клюева
И поэзия, и вся личная жизнь Клюева действительно многими самыми различными нитями связаны с иконописью. Иконы были одной из важнейших реалий его биографии: поэт родился и вырос "под иконами". В Олонецком крае, где прошло его де ...
Беноццо Гоццоли
Из учеников фра Анджелико наиболее известным был Беноццо ди Лезе ди Сандро, именуемый Беноццо Гоццоли (1420—1497), до того, подобно Учелло, работавший в мастерской Лоренцо Гиберти. Очень продуктивный мастер, одаренный колорист, он написал ...
Феномен маргинальности в культуре
Понятие маргинальности в нашей научной литературе в отличие от западной (введено американским социологом Р. Парком) появилось сравнительно недавно. Очень скоро оно распространилось и без всяких на то оснований стало употребляться с явным ...
Разделы