Искусство и духовное развитие личности

Другая культура » Искусство и духовное развитие личности

Страница 1

Начиная с середины 70-х годов, коллектив научных работников Государственного института искусствознания (ГИИ) периодически проводил широкие социологические исследования функционирования искусства в нашей стране. Центральной задачей этих работ было выявление роли искусства в духовном развитии личности. Для ее решения требовалось прежде всего выстроить структуру личности. И тут мы во многом опирались на идеи М.С. Кагана, высказанные им в его небольшой, но чрезвычайно емкой монографии «Человеческая деятельность». Уникальное достоинство сформулированной здесь концепции личности не только в теоретической основательности, но и — что редко бывает у теоретиков — в операциональности соображений автора, то есть в возможности перевода формулируемых постулатов на язык эмпирического исследования. Отсутствие такой операциональности у многих теоретических изысканий является одной из весомых причин существующего в большинстве областей гуманитарного знания разрыва между теоретическими и эмпирическими исследованиями. Такой разрыв плох и для теоретических работ, нередко страдающих умозрительно-отвлеченными размышлениями, губителен он и для эмпирических исследований, часто превращающихся в эдакую копилку неосмысленных фактов.

В публикациях, посвященных нашим исследованиям, подробно рассказывалось, как с опорой на идеи ряда ученых — и прежде всего М.С. Кагана — была выстроена личностная структура общества из четырех духовных потенциалов (познавательного, созидательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного) и четырех социальных ролей (производственной, общественной, семейной и досуговой). По сформированности духовных потенциалов и ориентации людей на выполнение своих социальных ролей все обследованные респонденты были разделены на четыре типа:

Несформировавшиеся — это люди, у которых пока недостаточно сформированы все четыре духовных потенциала, и одновременно представители этой группы плохо выполняют свои социальные роли.

Эклектично развитые. К этому типу были отнесены те, у кого сформированы лишь отдельные духовные потенциалы и кто стремится успешно выполнять только отдельные социальные роли.

Односторонне развитые. В эту группу вошли две категории респондентов:

с развитыми тремя или четырьмя духовными потенциалами, но плохо выполняющие свои социальные роли;

стремящиеся успешно выполнять свои социальные роли, однако сформирован у этой части респондентов лишь один или два духовных потенциала либо вовсе ни один не сформирован.

Разносторонне развитые. Представители этой группы отличаются тремя или четырьмя сформированными духовными потенциалами и успешным выполнением социальных ролей.

Выделенные четыре социально-психологических типа представляют собой известную иерархию по развитости духовного мира и социальной практики людей: в первом типе ни один элемент духовного мира и социальной практики достаточно не сформирован, во втором — сформированы лишь отдельные, в третьем — получил развитие один из двух блоков, духовный или социально-практический, в четвертом — в основном развиты все элементы.

Наши опросы охватывали население страны с десятилетнего возраста. Очевидно, однако, что социальные роли детей и взрослых сильно отличаются, и выбранные в данном случае аспекты мало подходят для изучения жизненной практики подрастающего поколения. Поэтому мы фиксировали духовно-ролевую структуру общества начиная с молодежи 18 лет, уже вышедшей во взрослую жизнь.

Многократно повторенные нами за последние двадцать лет исследования, охватывавшие наиболее характерные регионы и населенные пункты страны, дали представление о происходящих переменах в личностной структуре российского общества. Последний цикл исследований с середины до конца 1990-х годов включал 48 городов и сел Московского, Краснодарского, Красноярского, Орловского, Пермского, Челябинского и Ярославского регионов. Ниже приведен выявленный в этих исследованиях процент людей определенного типа в различных населенных пунктах:

Личностная структура в различных населенных пунктах во многом похожа. Основная масса жителей — эклектично развитые. В целом лучше структура в Москве: здесь меньше по сравнению с другими городами и селами несформировавшихся людей и больше односторонних и разносторонних, то есть представителей двух более развитых типов. Другие города уступают в этом отношении Москве, но превосходят села.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

История японского сада
Сады и парки Японии ярко отражают все стороны японского национального характера, сущность которого необходимо прочувствовать. Для этого человеку надо сконцентрировать внимание, сосредоточиться и прощупать каждую цепь ассоциаций. Наблюдате ...

Иверский монастырь
Памятникам зодчества Новгородской области принадлежит почетное место среди лучших произведений русской культуры. Одной из замечательных особенностей творчества древних мастеров было умение выбрать для создания рук своих самое лучшее, выго ...

Федор Иванович Тютчев
Почти ровесник Пушкина – по рождению… Но лишь во второй половине золотого столетия Тютчев полновесно присутствует в русской литературе, его творчество словно заново открывают после вышедшей в 1850-м году статьи куда более молодого, но уже ...