Во-вторых, как показали наши исследования, технические каналы распространения искусства при всей их в принципе важной просветительской роли не в состоянии заменить контакты человека с «живым» искусством — в театре, на выставке, в концертном зале. Люди, ограничивающиеся просмотром телепередач об искусстве и почти не бывающие в учреждениях культуры заметно отстают в своем художественном развитии.
Только общеобразовательная школа способна охватить всех ребят, поэтому она была и остается главным фактором всеобщего художественного образования и воспитания.
Показательно, насколько различается личностная структура взрослого населения в зависимости от того, преподавалось ли этим людям в детстве искусство, занимались ли они в художественных кружках, студиях, специализированных школах. Этот аспект исследовался тоже только в одном регионе — Челябинском, но, думается, поученные результаты не носят локального характера.
Учитывались уроки музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, а из внеклассных и внешкольных форм — кружки и студии по приобщению к музыке, кино, литературе, театру, изобразительному искусству, музыкальные и художественные школы, школы искусств. В этом плане не рассматривались уроки литературы, так как практически все обучавшиеся в школе прошли через них, и поэтому невозможно выяснить при массовом обследовании, как сказывается на развитии человека отсутствие этих уроков. Таких людей в стране по сути нет, во всяком случае они единичны.
Ниже приведен процент взрослых горожан определенного типа среди тех, кому в школьные годы преподавалось искусство, кто был вовлечен в те или иные формы внеклассной и внешкольной художественно-педагогической работы, и среди тех, кто остался в стороне от всего этого (в селах сходные результаты, но статистически менее обеспеченные в силу того, что школьные и внешкольные занятия искусством там ведутся реже и охватывают сравнительно небольшую часть детей, поэтому в нашей выборке их оказалось мало):
Картина вполне определенная. Люди, не охваченные в детстве классными, внеклассными и внешкольным формами художественно-педагогической работы, очевидно уступают в своем личностном развитии: лишь 17% из них составляют два наиболее продвинутых типа («односторонние» и «разносторонние»). У имевших уроки — 33%, у занимавшихся в кружках, студиях, специализированных художественных школах — 43%. Преимущество последних понятно. Урок искусства, если он в школе есть, обязателен для всех — и для тех, кому это интересно, и для тех, кто к ним равнодушен. Естественно, что при активном интересе эффект от занятий значительнее. Внеклассные и внешкольные формы работы, а также специализированные художественные школы охватывают в основном ребят с выраженным интересом к искусству. Так что, причина сравнительно хороших результатов внеклассной и внешкольной работы, специализированных школ скорее всего в контингенте занимающихся, хотя, не исключено, что и дело здесь было поставлено лучше.
В последнее время ведется много разговоров о том, что школа все меньше способна влиять на формирование личности ребенка. Такая достаточно обобщенная характеристика, как связь уроков искусства с духовным развитием людей, не подтверждает усиливающийся скепсис в отношении школы. Мы сопоставили личностную структуру молодежи 18-27 лет и всех тех, кто старше, но при условии, что тем и другим в школе преподавали искусство. Молодежь 18-27 лет — это продукт школы последнего десятилетия, те, кто постарше, учился в школе прошлого. И, честно говоря, неожиданно оказалось, что по личностной структуре эти две возрастные группы почти идентичны (данные о горожанах, в%):
Незначительные различия касаются двух наименее продвинутых типов личности («несформировавшихся» и «эклектичных»), а два самых развитых личностных типа практически полностью совпадают. Так что, получается, и в прошлом и теперь уроки искусства в школе давали и дают примерно один и тот же формирующий эффект (вспомним, что не прошедшие через эти уроки заметно уступают по своей личностной структуре). Но искусства в школе становится все меньше, поэтому ее формирующая роль, действительно, снижается.
Мы постоянно шарахаемся из стороны в сторону не только в социальной жизни, но и, например, в науке тоже. Долгие годы специалисты страстно доказывали невероятные возможности воспитания человека, которого при желании вполне по силам чуть ли не полностью переделать, и пели хвалу всестороннему развитию личности, эдакому умельцу и знатоку во всех сферах человеческой практики и знания. Сегодня говорить о воспитании и всестороннем развитии нередко стесняются, списывая это на издержки тоталитарной системы, обслуживающий персонал которой подобными разговорами прикрывал выращивание не личностей, а винтиков государственной машины. Конечно, прекраснодушия и демагогии, далеких от истинного положения дел, было в системе воспитания немало, но нельзя же с водой выплескивать и ребенка. Наука и практика всех цивилизованных стран, отнюдь не страдающих тоталитаризмом и на которые мы, кстати, все время оглядываемся, весьма тщательно и основательно беспокоятся о воспитании своих граждан. Об этом свидетельствует немалое число государственных решений, научных трудов и педагогических опытов в США, Швеции, Франции, Германии, Японии и многих-многих других странах.
Похожие статьи:
Моизм
Моизм - этико-политическое учение, основатель которого Мо цзы (Мо Ди) (около486 - 376 гг. до н.э.). Для учения Мо цзы характерен призыв ко всеобщей любви,требование решать все конфликты мирными средствами и т.п.
Моисты были людьми необык ...
Перевод театров страны на новые условия хозяйствования
22 ноября 1988 года вышло постановление “О переводе театров страны на новые условия хозяйствования”, которое являлось вторым важным шагом театральных реформ, существенно расширив самостоятельность театров. Согласно этому постановлению вс ...
Египетская скульптура
Около 5 тысячелетий назад в долине по нижнему течению Нила появились первые небольшие рабовладельческие государства. В конце 1У тысячелетия до нашей эры правители одного из них подчинили себе всю страну, создав единое царство с центром в ...
Разделы