Государственная культурная политика не может ограничиваться одним госсектором, следует искать пути влияния на всю художественную жизнь в стране. Ведь только государство способно ее упорядочить, а всякое плавание без руля и без ветрил неизбежно заканчивается катастрофой.
Самыми эффективными рычагами управления являются, конечно, не запретительные, а поощрительные меры: материальная и моральная поддержка деятельности учреждений и организаций искусства, отдельных лиц, создающих подлинные художественные произведения и заботящихся о духовном развитии населения. Причем следует поощрять не только работающих в государственном секторе художественной жизни, но и в негосударственном тоже, оказывая тем самым влияние и на свободное предпринимательство.
Сегодня стало модно корить так называемое просветительство, которое-де подменяет распространением знаний творческое развитие человека. Несомненно, творческое развитие — важнейшая цель в становлении личности. Но достижение ее невозможно, если человек бродит в потемках незнания. Как можно отрицать важность просветительства в сфере нашей художественной жизни при том невысоком уровне отношения населения к искусству, о котором шла речь выше.
Надо перестать стесняться говорить о важности воспитательной работы в обществе. Тут мы почти ничего пока не приобрели, а потеряли многое. В прошлом широко бытовало искусство для детей, существовала достаточно разветвленная система его распространения. Куда разнообразнее и богаче выглядела внеклассная и внешкольная художественно-педагогическая работа с детьми, практиковались периодические гастроли творческих коллективов в самые разные по масштабу и административной значимости населенные пункты.
Изживая пороки прошлого, мы заодно легкомысленно отбросили и многие плодотворные достижения тех лет. Нужно восстановить существовавшую художественно-образовательную и художественно-воспита-тельную систему в стране, видоизменив и обогатив ее. Подлинное искусство и сегодня, несмотря на все катаклизмы нашей жизни, способно сыграть весомую роль в становлении личности. Связь между развитым художественным вкусом и сформированностью духовных потенциалов человека — если сопоставлять первый и четвертый личностные типы — была и в начале 1980-х годов весьма значительной, равняясь при расчете по коэффициенту связи Юла 0, 91, ныне она стала даже еще чуть выше — 0, 93. Отмеченное нашими исследованиями общее ухудшение вкуса населения служит одним из проявлений снижения духовного тонуса общества, но отнюдь не означает свертывания социальных возможностей искусства.
Выявилась несомненная зависимость: отсутствие даже одного вида искусства в круге интересов людей отрицательно сказывается на формировании их художественного вкуса, и вообще с уменьшением числа искусств, осваиваемых людьми, ухудшаются показатели художественного вкуса, тесно связанного с формированием духовной культуры личности. Приведенные ниже данные наглядно демонстрирует эту зависимость. Причем здесь учтены только контакты с «живым» искусством, а не при помощи «вторичных», технических каналов — телевидения, репродукций и т.п. (% городских и сельских жителей с хорошим вкусом в зависимости от количества видов искусства, с произведениями которых они регулярно знакомятся; учитывались театр, музыка, кино, художественная литература, изобразительное искусство):
5 искусств — 32
4 искусства — 20
3 искусства — 17
2 искусства — 13
1 искусство — 10
ни одного искусства — 5
Оказалось, что среди не бывающих в театрах, музеях, на концертах, киносеансах, не читающих художественную литературу развитым вкусом отличаются 5% респондентов (видимо, этот процент достигается за счет потребления искусства по «вторичным» каналам — телевидение, репродукции и т.п.), а затем с увеличением числа искусств, к которым приобщены люди, последовательно растет и доля тех, кому свойствен развитый художественный вкус. Среди освоивших все пять принимавшихся во внимание видов искусства — наилучший показатель: треть людей с развитым вкусом.
Увлекая человека, допустим, музыкой или театром, не надо полагать, что тем самым обеспечится процесс его успешного художественного развития. Вообще было бы наивно думать, что эту проблему могут решить разовые акции, лихие наскоки и шумные мероприятия или, наоборот, попытки обойтись малой кровью, по принципу «сделаем хоть что-нибудь». Подлинный эффект возникает лишь при комплексном воздействии на человека всех видов искусства. Иными словами, нужна повседневная и системно организованная работа, координирующая усилия всех, имеющих отношение к художественному воспитанию детей и юношества.
Похожие статьи:
Искусство Нововавилонского царства
После падения Ассирии в 7 в. до н.э. под натиском всех ее объединившихся врагов восстанавливается независимость Вавилона и расширяется его могущество. Он вновь становится центром обширного государства. Он подчиняет себе Финикию и Палестин ...
Святыни, идолы и игрища языческих славян
Многогранности языческого мировоззрения, сложившегося из наслоения многих эпох, соответствовало многообразие форм культа и мест обращения к потусторонним силам, родившимся в сознании древнего человека.
Моления об урожае, различные заклин ...
Пантеон
После Траяна управлять Римской империей стал Адриан. Как и его предшественник, Адриан вовсю покровительствовал наукам и искусствам, каковых не был чужд и сам. Среди римских императоров встречались не одни только суровые полководцы: Нерон, ...
Разделы