Искусство и духовное развитие личности

Другая культура » Искусство и духовное развитие личности

Страница 3

Все начинается с детства. Детские и юношеские годы закладывают основы художественной и общей культуры человека, в значительной мере определяют его взрослое будущее.

Еще в нашем исследовании 1981 года, самом масштабном из проведенных в прошлом, когда обследовались города и села двенадцати областей России, была выявлена теснейшая связь между отношением взрослых людей к искусству в их детские годы и уровнем духовного развития в зрелом возрасте. Ниже приведен процент взрослых горожан (от 18 лет) определенного личностного типа среди тех, кто в детские годы посещал театры, художественные музеи, музыкальные концерты, и среди тех, кто их не посещал:

Личностная структура активно приобщавшихся в детские годы к искусству несравнимо лучше, чем у людей остававшихся тогда в стороне от него: среди первых заметно больше «односторонних» и «разносторонних», а «несформировавшихся» и «эклектичных» гораздо меньше.

Многое, конечно, зависит от семьи. Родители могут сильнейшим образом повлиять на художественное развитие ребят либо, напротив, затормозить его. 79% взрослых людей, выросших в семьях, где родители увлекались искусством, с удовольствием отдают ему часть своего свободного времени, а из тех, у кого родители были равнодушны к искусству, - только 59% (этот аспект изучался на материалах Челябинского региона, приведенные данные касаются горожан области).

Интерес родителей к искусству — вообще заметный фактор духовного становления человека. Вот как складывается личностная структура тех, у кого родители интересовались или не интересовались искусством (%; данные о тех же горожанах Челябинской области):

 

Материалы исследования дают все основания думать, что интересовавшиеся искусством родители отличались и большей духовностью, так как оба эти свойства тесно связаны. Поэтому и зависимость между приобщенностью родителей к искусству и формированием личности ребенка тоже жесткая: в семьях, где родители интересовались искусством, вырастает почти вдвое больше людей наиболее продвинутых третьего и четвертого личностных типов (52% против 28% из семей безразличных к искусству).

К сожалению, большинство родителей не в силах оказывать подобное влияние на детей, так как вообще огромная часть населения далека от искусства и находится на катастрофически низком уровне художественного развития: примерно девять десятых жителей сел и четыре пятых горожан не ходят на спектакли, в художественные музеи и на выставки; три четверти и в селах и в городах не посещают музыкальные концерты; треть в городах и две пятых в селах практически не читают художественную литературу; а почти девять десятых граждан России пребывают в состоянии крайней эстетической неразвитости. Добавим к этому, что 20% горожан и 26% сельских жителей нашей страны вообще не бывают ни в каких учреждениях культуры и вовсе не обращаются к художественной литературе.

Невозможно сделать основную ставку и на учреждения культуры, так как они в принципе не могут систематически привлекать в свои залы всех детей уже хотя бы потому, что во многих населенных пунктах нет театров, музеев, технически полноценно оборудованных концертных залов.

Казалось, ограниченные возможности учреждений культуры могло бы восполнить телевидение. Но, во-первых, то, что произошло за последние годы с искусством на телевидении, иначе, чем крахом, назвать нельзя. Вне конкуренции тут кинофильмы, однако даже и они смотрятся населением сегодня чуть меньше, чем раньше. Продолжают пользоваться ощутимой популярностью музыкальные передачи, да и то в основном за счет концертов эстрадной музыки, рок-музыки и т.п. А интерес к передачам о других видах искусства прямо-таки рухнул. Это резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству связано, видимо, с растущей политизацией общества и, соответственно, средств массовой коммуникации, в силу чего увеличилось число информационно-пропагандистских передач. В ущерб художественному вещанию идет и рост чисто развлекательных программ вроде разного рода телевизионных игр, которых становится все больше. С другой стороны, телевидение в последние годы очень активно ищет свои собственные жанры, сокращая тем самым простое воспроизведение традиционных форм искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Сапунов
Н. Сапунов. Карусель. 1908. Ленинград, Русский музей В залах наших столичных музеев Н. Сапунов представлен всего лишь несколькими вещами, по которым трудно составить себе представление о нем. В общих трудах по истории русского искусств ...

Андо Хиросигэ
Андо Хиросигэ (Ando Hiroshige) родился в 1797 (1798) году в семье самурая одного из низших рангов – Андо Гэньемона (Ando Gen`emon) и получил при рождении имя Токутаро (Tokutaro). Семья Токутаро вместе с семьями ещё 30 самураев жила в каза ...

Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»
Константинопольская икона Божией Матери "Одигитрия" была главной богородичной иконой византийского мира. Н. П. Кондаков писал: "Икона Божией Матери Одигитрии представляет средоточие не только иконографии Божией Матери, но ...