Наиболее продвинутые в личностном плане представители разных социально-демографических групп населения (рабочие, крестьяне, интеллигенция, предприниматели), проживающие в регионах и населенных пунктах различного свойства, очень близки между собой по многим показателям духовного и социального развития. Во всяком случае, они больше похожи друг на друга, чем на представителей своего же социального слоя, но людей менее личностно сформированных. А различия между территориями, социальными слоями порождаются в основном качествами духовных середняков. Иными словами, подлинное равенство людей возникает на высотах духовности, именно здесь происходит сближение пластов общества, а достаточно посредственная в духовном плане часть населения и служит источником или базой социальной разобщенности. В силу этого воспитание разносторонней личности остается важнейшей стратегической задачей нашего общества в социальной сфере.
Преодоление существующих ныне острых противоречий в духовной жизни страны, возникших на переломе ее истории, требует мобилизации всех внутренних сил общества, максимального использования самых разных факторов личностного развития народа. И одним из сильнейших факторов этого ряда несомненно является искусство, так как отношение к нему людей теснейшим образом связано с их духовным и социальным развитием. Это показали многие исследования, в том числе и наши — проведенные как ранее, так и теперь.
Связь между ростом духовности и отношением к искусству оказалась крепкой и многообразной.
Характерно уже, какое место занимает искусство в досуге рассматривавшихся нами четырех типов личности — городских и сельских жителей России 1990-х годов (% респондентов каждого личностного типа, относящих искусство к числу наиболее импонирующих им видов досуга):
Несформировавшиеся — 4
Эклектично развитые — — 56
Односторонне развитые — 74
Разносторонне развитые — 85
Связь очевидная и крепкая: чем более духовно развиты люди, тем заметно чаще встречается среди них склонность относить искусство к числу наиболее привлекательных видов досуга.
То же самое характерно и для всех других аспектов отношения к искусству. Чем значительнее духовный потенциал людей, тем больше среди них посещающих учреждения культуры и читающих художественную литературу, тем интенсивнее они это делают. Причем с личностным развитием связана не только интенсивность потребления искусства, но и, так сказать, размах. Количество городских и сельских жителей России определенного личностного типа, регулярно потребляющих произведения не более двух и более двух видов искусства, выглядит так (в % от каждого типа):
И здесь та же определенная зависимость: при более высоком уровне развития людей в их поле зрения чаще оказываются многие виды искусства.
Точно так же с личностным развитием связаны и два других вида художественной деятельности — приобретение знаний об искусстве и занятия художественным творчеством. Вот как распределяется процент сельских и городских жителей того или иного типа, время от времени читающих книги или статьи об искусстве, занимающихся каким-либо художественным творчеством (учитывались следующие виды художественного творчества: театральная самодеятельность, кинолюбительство, рисование, лепка, изготовление поделок из дерева и металла, чеканка, литературное и музыкальное сочинительство, музицирование, пение, хореография):
Среди людей духовно более развитых чаще встречаются и склонные к чтению об искусстве и любители заняться художественным творчеством.
Как и степень вовлеченности людей в мир искусства, качественный результат их художественной деятельности тоже подчиняется этой закономерности. Развитость художественного вкуса четко коррелирует с личностным развитием (% жителей сел и горожан определенного типа с развитым художественным вкусом):
Несформировавшиеся — 1,5
Эклектично развитые — 10
Односторонне развитые — 18
Разносторонне развитые —31
В общем, чем выше уровень развития людей, тем, как правило, сильнее связан интерес к искусству с ростом их художественной культуры, то есть тем плодотворнее общение с искусством, тем оно активнее воздействует на формирование духовного мира личности, тем больше удается человеку почерпнуть для себя от общения с ним.
Похожие статьи:
Иван Николаевич Крамской
Русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Вдохновитель организатор “передвижников”.
С 1856 г. Учился в Петербургской Академии художеств. Увлекался революционно-демократическими идеями Н.Чернышевского, Д.Писарева и Н. ...
История манги
Слово манга, которое поначалу означало "эскизы, сделанные наугад", постепенно превратилось в общий термин для описания комических или сатирических рисунков, карикатур или юмористических рисованных сериалов. С древнейшими образца ...
Танго
Год создания:1910
Изначально танго - энергичный танец из категории танцев фламенко из Испании. С испанским завоеванием Южной Америки танго вместе с другими народными испанскими танцами было завезено с поселенцами в Аргентину. Хотя это то ...
Разделы