Наиболее продвинутые в личностном плане представители разных социально-демографических групп населения (рабочие, крестьяне, интеллигенция, предприниматели), проживающие в регионах и населенных пунктах различного свойства, очень близки между собой по многим показателям духовного и социального развития. Во всяком случае, они больше похожи друг на друга, чем на представителей своего же социального слоя, но людей менее личностно сформированных. А различия между территориями, социальными слоями порождаются в основном качествами духовных середняков. Иными словами, подлинное равенство людей возникает на высотах духовности, именно здесь происходит сближение пластов общества, а достаточно посредственная в духовном плане часть населения и служит источником или базой социальной разобщенности. В силу этого воспитание разносторонней личности остается важнейшей стратегической задачей нашего общества в социальной сфере.
Преодоление существующих ныне острых противоречий в духовной жизни страны, возникших на переломе ее истории, требует мобилизации всех внутренних сил общества, максимального использования самых разных факторов личностного развития народа. И одним из сильнейших факторов этого ряда несомненно является искусство, так как отношение к нему людей теснейшим образом связано с их духовным и социальным развитием. Это показали многие исследования, в том числе и наши — проведенные как ранее, так и теперь.
Связь между ростом духовности и отношением к искусству оказалась крепкой и многообразной.
Характерно уже, какое место занимает искусство в досуге рассматривавшихся нами четырех типов личности — городских и сельских жителей России 1990-х годов (% респондентов каждого личностного типа, относящих искусство к числу наиболее импонирующих им видов досуга):
Несформировавшиеся — 4
Эклектично развитые — — 56
Односторонне развитые — 74
Разносторонне развитые — 85
Связь очевидная и крепкая: чем более духовно развиты люди, тем заметно чаще встречается среди них склонность относить искусство к числу наиболее привлекательных видов досуга.
То же самое характерно и для всех других аспектов отношения к искусству. Чем значительнее духовный потенциал людей, тем больше среди них посещающих учреждения культуры и читающих художественную литературу, тем интенсивнее они это делают. Причем с личностным развитием связана не только интенсивность потребления искусства, но и, так сказать, размах. Количество городских и сельских жителей России определенного личностного типа, регулярно потребляющих произведения не более двух и более двух видов искусства, выглядит так (в % от каждого типа):
И здесь та же определенная зависимость: при более высоком уровне развития людей в их поле зрения чаще оказываются многие виды искусства.
Точно так же с личностным развитием связаны и два других вида художественной деятельности — приобретение знаний об искусстве и занятия художественным творчеством. Вот как распределяется процент сельских и городских жителей того или иного типа, время от времени читающих книги или статьи об искусстве, занимающихся каким-либо художественным творчеством (учитывались следующие виды художественного творчества: театральная самодеятельность, кинолюбительство, рисование, лепка, изготовление поделок из дерева и металла, чеканка, литературное и музыкальное сочинительство, музицирование, пение, хореография):
Среди людей духовно более развитых чаще встречаются и склонные к чтению об искусстве и любители заняться художественным творчеством.
Как и степень вовлеченности людей в мир искусства, качественный результат их художественной деятельности тоже подчиняется этой закономерности. Развитость художественного вкуса четко коррелирует с личностным развитием (% жителей сел и горожан определенного типа с развитым художественным вкусом):
Несформировавшиеся — 1,5
Эклектично развитые — 10
Односторонне развитые — 18
Разносторонне развитые —31
В общем, чем выше уровень развития людей, тем, как правило, сильнее связан интерес к искусству с ростом их художественной культуры, то есть тем плодотворнее общение с искусством, тем оно активнее воздействует на формирование духовного мира личности, тем больше удается человеку почерпнуть для себя от общения с ним.
Похожие статьи:
Французская оперетта
Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Ж.Оффенбах (1819–1880), истый парижанин, хотя и уроженец немецкого города Кёльна, открыл свой маленький театр на Елисейских полях – «Буфф-Паризьен». В течение последующ ...
Искусство Артсена
В эти годы творчество Артсена обнаруживает различные тенденции. Он исполняет чисто жанровые работы (самый очевидный, но и единственный пример — «Мать с ребенком»; Антверпен, Антиквариат), работы, монументализирующие отдельный образ кресть ...
1970е: второй сейю-бум
В конце 70х бум в мире мультипликации вознёс мужчин-сейю на вершины популярности. Первыми объединились в группу(Slapstick) Акира Камия, Тоору Фуруя и Тосиро Фурукава. Многие сейю в то время выпускали собственные альбомы, а в 1979 многие р ...
Разделы