Музыкальные рукописи эпохи Ивана III в собрании Кирилло-Белозерского монастыря

Другая культура » Музыкальные рукописи эпохи Ивана III в собрании Кирилло-Белозерского монастыря

Страница 2

В настоящее время в собрании Кирилло-Белозерского монастыря, хранящемся в Российской национальной библиотеке, сохранилось восемь написанных на бумаге, полностью нотированных и одна частично нотированная рукопись 15 века. Они охватывают период с 1430-х гг. до самого начала 16 века и отражают репертуар богослужебных нотированных книг своего времени. Это полностью нотированные рукописи 573/830, 596/853, 597/854, 607/864, 629/886, 637/894, 653/910, 654/911 и знаменитая рукопись инока Ефросина 9/1086, где представлено несколько нотированных фрагментов, к сожалению, написанных не рукой инока Ефросина. Все эти рукописи в разное время уже становились предметом анализа ученых, преимущественно музыковедов, и многие аспекты представлены в научной литературе в виде публикации отдельных памятников или их исследования. Рассредоточенность рукописей по времени в рамках столетия напрямую отразилась на их составе, структуре певческих книг, особенностях текста и нотации. Помимо особенностей, свойственных вообще каждому списку памятника, рукописи Кирилло-Белозерского монастыря отражают те изменения, которые произошли в 15 веке в целом в связи со сменой Устава, формированием новых певческих книг, переходом от истинноречия к раздельноречию, нововведениями в области знаменной нотации.

Каждая из кирилло-белозерских рукописей 15 века написаны одним-двумя почерками. Традиционные для нотированных рукописей исправления слов и знамен, введение новых песнопений в них осуществляется, как правило, теми же почерками. На этом фоне выделяется рукопись 596/853, которая содержит записи более чем 20-ю почерками. Они касаются фиксации основного корпуса певческих книг, введения дополнительных песнопений на полях, исправлений в тексте. Отметим, что бумага в этой рукописи всего четырех видов, следовательно, рукопись не только "составлялась" из разных разделов, но и редактировалась уже в рамках составленной рукописи.

В кирилло-белозерских рукописях представлены все певческие книги, кроме Кондакаря, история бытования которого, как уже было отмечено, оканчивается в 14 столетии. С одной стороны, это книги, существовавшие и в предшествующий период (11-14 вв.) - Триодь, Ирмологий, Стихирарь минейный, содержащий двунадесятые Праздники, с другой – книги, только формирующиеся в указанное время – Обиход и нотированный Октоих. Обиход как самостоятельная книга появится в нотированных рукописях преимущественно в 16 веке. В кирилло-белозерских же рукописях 15 века содержатся только отдельные песнопения или небольшие подборки песнопений, позднее вошедшие в состав Обихода: это стихира "Да молчит всяка плоть" с ремаркой "В субботу великую вместо иже херувимской" как в рукописи 629/886 5 или стихиры с очень сложным распевом "О тебе радуется" и "Да молчит всяка плоть", завершающаяся троекратной Аллилуйей, в рукописи 607/964 6. Неустойчивость традиции распевания песнопения Обихода проявляется в том, что в некоторых списках это же песнопение существует в ненотированном виде, как в рукописи 596/853, где также есть троекратная Аллилуйя.

В будущем Обиходе стабильно будет представлена подборка подобнов. Подобны сыграли весьма важную роль в истории музыкальной интерпретации текстов. Им отводилась роль музыкальных образцов, на "подобен" (то есть по подобию) которых исполнялись очень многие песнопения всех восьми гласов. Подборки подобнов встречались и в рукописях 11-14 веков, в частности, они были представлены в одном из сохранившихся Кондакарей – Типографском уставе с Кондакарем (рукопись Государственной Третьяковской галереи К-5349) в записи знаменной нотацией. В рассматриваемых рукописях Кирилло-Белозерского монастыря 15 века подборки подобнов, но с другим, отличным от древнего, распевом встречаются в нескольких списках. Особенно обращают на себя внимание две подборки, представленные разными почерками в рукописи книгописца Ефросина 9/1086. В этой же рукописи есть и несколько разрозненных нотированных стихир, в числе которых – славник Благовещению второго гласа "Благовествует Гавриил"8, с очень сложным распевом, слоговыми вставками, протянутыми гласными в тех случаях, когда на один слог приходится несколько нотных знаков, аненайками – вставными мелодическими оборотами, возникающими вне основного текста. Нотация песнопения содержит знаки, характерные для древнего периода, и одновременно специфический знак в виде большой буквы "Э", который позднее станет указателем еще одного вида древнерусского пения – путевого распева. Этот же распев славника вообще отличает кирилло-белозерские рукописи: он встретился также в 653/910, 597/894 .

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Система искусств в структуре мировых религий и проблема художественно-религиозной целостности
Всякая религия есть фантастическое, превратное отражение реальных человеческих отношений, отражение господствующих над человеком социальных и природных сил, приобретающих в религиозном сознании характер сверхъестественного. Но кроме этих ...

"Новый русский" как фольклорный персонаж
Цикл - естественная форма бытования анекдотов. В поле зрения исследователей попали уже многие бытующие в настоящее время циклы. Но практически во всех исследованных циклах главные персонажи имеют литературный, или скорее, кинематографичес ...

Возникновение религиозных праздников у славян
Научные знания о жизни и быте племен и народов, населявших древние земли Руси, весьма невелики. Известно, что наши далекие предки жили отдельными племенами вдоль берегов лесных и степных рек Восточной Европы. Основными источниками их суще ...