Музыкальные рукописи эпохи Ивана III в собрании Кирилло-Белозерского монастыря

Другая культура » Музыкальные рукописи эпохи Ивана III в собрании Кирилло-Белозерского монастыря

Страница 4

В рукописях 15 века отчетливо наблюдается процесс перехода от истинноречия к раздельноречию. Две рукописи 654/911 и 637/894 содержат текст истинноречной редакции, остальные – раздельноречной. В то же время в рукописи 653/910 Стихирарь и Триодь написаны на раздельноречный текст, Октоих же – истинноречный, хотя почерк в рукописи – один и тот же. Можно предположить, что в основе Октоиха лежит более ранний список, чем в других рукописях.

Поэтические тексты всех рукописей содержат исправления, касающиеся преимущественно перевода текста из истинноречия в раздельноречие. Но весьма интересны противоположные случаи, когда раздельноречный текст переводится в результате правки в истинноречный, и в этих ситуациях "лишние" слоги стираются, зачеркиваются, "о" и "е" заменяется на "ер" и "ерь" и так далее. Особенно отчетливо это проявляется в рукописи 596/853. Таким образом, процесс изменения текстовой редакции не был однонаправленным, от истинноречия к раздельноречию, он мог возвращаться к древней редакции.

Редактирование текста коснулось и многочисленных замен отдельных слов и словосочетаний, обусловленных, вероятно, новыми переводами традиционных текстов. Например, в 596/853 среди исправлений отмечаем, что текст "среде пламени стояще" меняется на "посреди огня вовержени", или текст "вознеся на Тя" меняется на "воздвиже на Тя" и проч. Исправления вводятся преимущественно на полях, они выполняются иным почерком и иными чернилами, что предполагает более позднюю редакторскую работу.

Кирилло-Белозерские рукописи 15 века чрезвычайно важны в истории русского богослужебного пения еще и потому, что именно в них впервые появляются музыкально-теоретические руководства, названные Бражниковым М.В. "Азбуки-перечисления". Вообще музыкальная теория в Кирилло-Белозерском монастыре будет активно развиваться на протяжении столетий, многие новые типы руководств будут созданы именно в нем, в том числе – знаменитый "Ключ знаменной" инока Христофора 1604 года.

В 15 веке Азбуки-перечисления строятся как перечень начертаний знамен и их названий. Четыре из семи известных в настоящее время списков Азбуки 15 века находятся в рукописях 9/1086 27, 637/894 28, 573/830 29, 596/853 30, что уже само по себе свидетельствует о высоком музыкально-профессиональном уровне мастеропевцев данного монастыря. Отмечу, что самая ранняя Азбука, ее предварительная редакция, находится в многократно уже упоминавшейся рукописи инока Ефросина – 9/1086.

Кирилловские рукописи содержат многочисленные записи различного характера: оглавление в рукописи 629/886, выполненное поздним почерком, указание принадлежности рукописи: "Сия книга глаголемая Ирмолои Кирилова монастыря болшие болницы" и "Сия книга глаголемая Соборник Кирилова монастыря с Болшия болницы" в той же рукописи; "Стихараль Ильинскои" в 637/894 или лирическая ремарка "пречистои написано с любовью от усердия сие малое написание" в 653/910 31. Выделю записи в рукописи 596/853:

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие статьи:

Искусство Древней Индии
Культура Индии — одна из древнейших культур человечества, непрерывно развивающаяся в течение нескольких тысячелетий. На протяжении этого времени многочисленные народы, населяющие территорию Индии, создали высокохудожественные произведения ...

Мишка, как музейный экспонат
В различных странах мира открыто более двадцати музеев плюшевых медведей. В мире насчитывается несколько десятков тысяч коллекционеров этой игрушки - специально для них выпускаются ограниченные партии плюшевых мишек. Известный аукцион Chr ...

Новгородская школа иконописи
Новгород - один из древнейших центров культуры. Здесь при Софийском Соборе в ХI веке впервые возникло русское летописание. Более половины письменных памятников древней Руси XI-XVII веков находится в Новгороде. Здесь образовалась собств ...