В Москве почиталась икона-список, принесённая сюда с казанским ополчением. Этот образ прославился чудотворением в 1611 году. Весной 1612 года полки Минина и князя Пожарского освободили с ним Москву от польско-литовской интервенции. Московская "Казанская" с 1636 года находилась в соборе, названном в её честь.
Пелена из собрания Московского Кремля похожа на древнейшее шитое изображение типом лика Богоматери с крупными глазами, но отличается по рисунку: более короткая шея Марии, линия плеч более длинная и пологая, иное положение рук Христа, другие размеры пелены. Эти особенности характерны для живописных и шитых образов Богоматери "Казанской" более позднего времени. Кремлёвская пелена датируется 1630-ми годами. В рисунке это проявляется в овальном лике Богоматери с коротким мягким носом, пухлыми губами и большими глазами под тонкими круглыми бровями, и в лике Младенца с резко очерченным подбородком.
Оплечное изображение Богоматери с Младенцем вышито по малиновому атласу. Голова Марии чуть склонена к благословляющему Христу. Правое плечо Богородицы срезано по вертикали. Личное шито кручёным песочного цвета шёлком "атласным" швом "по форме". Тонкой коричневой нитью обозначены черты ликов, каплевидная тень под носом Марии, тень в виде "ласточкиного хвоста" на Её подбородке, а также ложбинки на шее. Одежды и нимбы шиты золотными и серебряными нитями с цветными малозаметными прикрепами ("ягодка", "черенок", "ягодка с крестиком", "разводная клетка"), складки прошиты коричневой нитью. По контурам нимбов, воротам, на очелье и плече Богоматери и на груди Младенца пришиты серебряные круглые пластинки. Край очелья Марии обнизан мелким жемчугом. На фоне серебром рельефно узорными буквами вышиты монограммы. На кайме, по углам которой из серебряных нитей рельефно вышиты розетки, прядёной серебряной нитью вязью выложено песнопение из литургии Василия Великого "О тебе радуется Обрадованная вся тварь…"
Из Строгановских мастерских происходит несколько шитых подвесных пелен к образу "Богоматери Казанской". Строгановы обосновались в Казани в 50-х или в самом начале 60-х годов. Но особое значение для них этот город приобретает в XVII веке. За заслуги в борьбе против польско-литовской интервенции в Смутное время и за поддержку новой династии Андрей и Пётр Семёновичи получают по грамоте 1614 года огромные территории в Казанском уезде. Казань в это время была важнейшим культурным и религиозным центром.
В Пермской государственной художественной галерее хранится пелена, поступившая из усольского Спасо-Преображенского собора. Она была вышита в 1630-1640-х годах, когда во главе мастерской стояла сначала жена Андрея Петровича Строганова – Татьяна Дмитриевна Жедринская, а затем её невестка, жена сына Дмитрия, Анна Васильевна, урождённая княжна Волконская. Фон средника пелены зашит серебряным клетчатым "городком" по красной объяри, фон каймы – бледно-зелёный атлас. Личное шито кручёным шёлком телесного цвета "атласным" швом "по форме". Лики промоделированы серовато-коричневым шёлком, рисунок одежд – тёмно-вишнёвым. Нимбы и одежды зашиты прядёным золотом и серебром с шёлковыми прикрепами.
Следующая пелена – из Сольвычегодского историко-художественного музея – датируется серединой XVII века, и происходит из местного Благовещенского собора. Вероятно, эта пелена и две следующие были исполнены при Анне Ивановне Строгановой, когда мастерская, как уже упоминалось, отличалась особой плодовитостью. Голову Богоматери на описываемой пелене венчает корона. Личное шито кручёным шёлком телесного цвета "атласным" швом "по форме", тени шёлком светло- коричневого тона. Доличное шито прядёным золотом и серебром "в прикреп". Средник зашит золотными нитями. По кайме из красной тафты прядёным золотом выложен кондак "Притецем людие к тихому сему и доброму пристанищу…"
Похожие статьи:
Самостоятельное правление и реформы
Уже при Елене Глинской была сделана попытка изменить систему местного управления. Наряду с наместниками и волостелями, получавшими кормления, начали вводить выборных из местных дворян - губных старост для борьбы с "разбоями", и ...
Периодизация истории культуры
Периодизация культурно-исторического процесса – это способ его структурирования. Только в зависимости от определения системообразующего элемента культуры и можно объяснить “пульсацию” культурно-исторического движения, выделить и обосноват ...
Высокое возрождение
Высокое Возрождение, которое дало человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Бра-манте, охватывает сравнительно короткий период — от конца XV в. до конца второго десятилетия XVI ...
Разделы