Другая пелена из Московского Кремля относится к московской школе конца XVI - начала XVII века. Ближайшая иконографическая аналогия этой пелене – икона "Богоматерь Тихвинская" третьей четверти XVI века, вставленная в раму с клеймами сказания, из Благовещенского собора Московского Кремля.44 О времени и месте создания подвесной пелены свидетельствуют тонкий рисунок удлинённых фигур, одежды с проработанными складками, изящный очерк рук, лик Марии с большими глазами, тщательность шитья с малым оттенением в личном. Иконография пелены традиционна. Лики шиты некрученым золотисто-песочным шёлком "в раскол", волнистые волосы Младенца и радужки глаз – красно-коричневым шёлком. Черты ликов, контуры и детали рисунка отмечены чёрной нитью. Нимбы и одежды выполнены прядёными золотными и серебряными нитями с красно-коричневой, голубой и жёлтой прикрепой ("ягодка", "черенок", "рядки"). На фоне серебряной нитью вышиты монограммы. По кайме из той же малиновой камки, что и средник, выложен тропарь праздника иконы Богоматери "Смоленской".
В музее-заповеднике "Ростовский Кремль" хранится пелена "Богоматерь Тихвинская", являющаяся произведением одной из лучших московских мастерских второй половины XVII века, работавшей в традициях годуновского времени. Она была зафиксирована в начале 1900-х годов в ростовском Успенском соборе "на втором от входа левом столбе с восточной стороны".45 Фоном пелены служит красный атлас. Она отличается хорошим рисунком и тщательным шитьём ликов и рук, а также ступней ног младенца шёлком телесного цвета "по форме", без теней, с тонкой контурной линией. Одежды и нимбы сплошь зашиты металлическими нитями "в прикреп" различными стежками. По кайме серебряной нитью вязью выложен текст тропаря "Днесь светло красуеться всея вселенныя царие и князии, святителе и священницы и иноки и все множество народа, радостно празднующе Твоего истинного образа явление, Царице Богородице…", с благодарностью за избавление царствующего града Москвы. Речь идёт о Смутном времени.
В 1921 году в ростовский музей из местного Рождественского женского монастыря поступила подвесная пелена "Богоматерь Тихвинская". В монастыре в Рождественском храме находился образ Богоматери Тихвинской, почитаемый как чудотворный, датированный 1684 годом, украшенный серебряной ризой с камнями и жемчужной обнизью. Однако, в монастыре были убеждены, что икона "писана даже самим святым Феодором, первым архиепископом Ростовским", то есть около 1390-1395 годов.46 Именно к нему была привешена описываемая пелена, относящаяся примерно к тому же самому времени, на что указывает её близкое стилистическое сходство с произведениями, вышедшими из московской светлицы Акилины Бутурлиной. Изображение шито по красному атласу шёлковыми, золотными и серебряными нитями. По описи начала XX века, "нимбы, убрус Богоматери, Ея рукав и свиток в руках Младенца низаны жемчугом; прочие прориси обшиты кручёной серебряной ниткой", "звёзды на лбу и плече имеют в середине по небольшому бирюзовому камешку и шиты мелким жемчугом". Кайма пелены из зелёного атласа, по ней крупной вязью золотной нитью шит текст тропаря "Днесь яко солнце пресветло…" Лики и руки вышиты светло-песочным некрученым шёлком "в раскол", все контуры и черты выделены тёмно-коричневой нитью, которой вышиты и волосы Младенца.
Из Ростова происходит и пелена, находившаяся ранее в собрании П. Д. Корина, теперь входящая в состав коллекции Государственной Третьяковской галереи. По стилю и технике исполнения её можно отнести к произведениям московской школы 2-й половины XVII века. Личное шито шёлком "по форме", одежды, нимбы и фон – золотной нитью различными швами "в прикреп". Контуры рисунка, надписи и орнаменты шиты серебром. По широкой жёлтой шёлковой кайме плотной вязью исполнены литургические тексты и памятная надпись внизу.
Похожие статьи:
Ж.Мельес - родоначальник игрового кино
В 1896 году в кинематограф пришел Жорж Мельес (Melies), директор и режиссер парижского театра "Робер Уден", в котором показывались фантастические спектакли.Мельес купил камеру и занялся постановкой игровых фильмов - с заниматель ...
История создания «Комеди Франсэз» и сценическое искусство Франции конца ХVII века
Появление на театральной карте мира в августе 1680 года Комеди Франсэз было обусловлено конкретной исторической действительностью и теми художественными идеями, которые стали господствующими во французском обществе.
Система абсолютизма, ...
Славянские боги
Сварог
Название: Единый Бог Вселенной
Также известен как: Яркий
Символ: Облака, раскалываемые молнией
Цвет: Небесно-голубой
Сварог — олицетворение неба, создатель мира. Некогда Сварог расколол облака стрелами молнии и зажег факел сол ...
Разделы