Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Другая культура » Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Страница 6

С XV века русские варианты иконографии "Одигитрии" получали наименования, связанные с местами их особого почитания: "Смоленская", "Тихвинская", "Седмиезерская" и другие.

В XV веке в Московском Кремле наряду с иконой из Вознесенского монастыря почитался и другой список константинопольской святыни - "Одигитрия Смоленская", восходящий к чтимой иконе города Смоленска. Древних письменных свидетельств о смоленской святыне не зафиксировано. В церковной литературе XIX – начала XX века излагается версия о принесении иконы на Русь в 1046 году греческой царевной Анной, выданной замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. После смерти Всеволода икона перешла по наследству к его сыну Владимиру Мономаху. В 1101 году он построил в Смоленске Успенский собор и поставил в нём греческую икону Богородицы, получившую после наименование "Смоленской".

В повести конца XV века "О пречистой Смоленской", включённой в Московский летописный свод, рассказывается, что "в лето 6964" (1456) в январе месяце к великому московскому князю Василию прибыл смоленский владыка Мисаил с просьбой отпустить чудотворную икону Богородицы, которую взял пленом Юрга. Юрга (Юрий Лугвеньевич из рода Гедиминовичей) был, вероятно, служилым новгородским князем. В 1440 году он вернулся из Новгорода в Литву. Великий литовский князь Казимир Ягайлович дал ему в удел Мстиславль, Кричев и другие города и волости. Возгордившись, Юрий занял смоленский престол, но в том же году, увидев "свою неразсудную дерзость" и убоявшись "страхом велиим" великого князя Казимира, "избеже на Москву". С собой он увёз много икон, и среди них была древняя святыня Смоленска. Таким образом, оказывается, что "Богоматерь Смоленская" находилась в Московском Кремле с 1440 по 1456 год. Князь Василий, посоветовавшись со своими боярами, митрополитом Ионой и другими святителями, решил, что чудотворный образ и прочие пленные иконы необходимо возвратить. Из них митрополит Иона попросил оставить одну икону "Владычица со Младенцом…" Эта икона была излюбленным богородичным образом великокняжеской семьи и, вероятно, изображала "Богоматерь Одигитрию". Н. А. Маясова отождествила её с небольшой византийской иконой XIV века в серебряном окладе, происходящую из собрания Благовещенского собора и ныне находящуюся в экспозиции Оружейной палаты. А с Божией Матери "Смоленской" сняли меру и назнаменовали образ, который также остался в Москве. Именно возвращение древней иконы повлекло за собой её новое почитание в копиях-списках. Смоленская святыня не сохранилась. Список из Благовещенского собора Московского Кремля отличается вертикальным положением свитка в руке Младенца и отсутствием образов архангелов. Вероятно, это было свойственно и чудотворной "Смоленской Одигитрии".

Возможно, в описанном выше событии могла принимать участие великая княгиня Мария Борисовна (Тверитянка), первая жена великого князя Ивана III, в мастерской которой была вышита пелена с образом Богоматери Одигитрии "Смоленской" в среднике и святыми на полях, которая предназначалась для оставленной в 1456 году в Благовещенском соборе древней иконы. Она является одной из ранних сохранившихся русских подвесных пелен к иконам, а также интересным историческим памятником.

На среднике по камке песочного цвета вышито поясное изображение Богоматери. Её тёмные глаза задумчиво смотрят поверх головки Сына, сидящего на Её левой руке, другая рука прижата к груди. Младенец сидит прямо, держит свиток на коленях; благословляющая правая рука отведена в сторону. Из-под одежды видны ступни Его ножек. Иконографической особенностью данной пелены является синий цвет Его одежд. Л. С. Ретковская считала голубую или зелёную рубашечку Младенца отличительным признаком типа "Одигитрия Смоленская". Но синий или зелено-голубой хитон Младенца встречается и на иконах другого типа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие статьи:

Татаро-монгольское иго
Развитие русской культуры в XI — начале XIII века представляет собой непрерывный поступательный процесс, который накануне татаро-монгольского нашествия достиг своего наивысшего уровня: в живописи — новгородские фрески, в архитектуре — вла ...

Мона Лиза. Рождение легенды Леонардо да Винчи
Сегодня тот факт, что "Мона Лиза", также именуемая "Джокондой", является самым известным (популярным) произведением искусства планеты Земля не вызывает, вне зависимости от личного отношения к этому творению Леонардо да ...

Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма
Возникновение замысла (идеи) произведения у художника появляется в результате наблюдения и оценки реальной действительности. Работая над новой идеей, формой будущего произведения художник обращается к различным источникам творческого проц ...