Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Другая культура » Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Страница 4

Особенностью пелены являются также тонкие черты ликов Богоматери и Младенца, большие глаза (взгляд Марии устремлён поверх головы Христа), изящные формы рук, тщательно прорисованные пальчики ног Младенца. Личное шито тонким некручёным шёлком "в раскол" "по форме"; черты ликов и волосы Христа – светло-коричневым; одежды и нимбы – золотной прядёной нитью с малозаметными цветными прикрепами швами "ягодка", "черенок", "двойная и тройная ягодка", "денежка с ягодкой". Складки очерчены двойной толстой кручёной золотной нитью. Фон средника сплошь зашит жёлтым шёлком "в раскол". Контуры нимбов, перекрестья и буквы на нимбе Христа, мафорий вокруг лика Богоматери, звёзды на Её очелье и плече, монограммы на фоне низаны мелким жемчугом.

Из того же монастыря происходят две пелены второй половины XVI века, одна из них была вложена Венедиктой Путиловой, другая – княжной Еленой Сисеевой, об этом говорят надписи на подкладках. Они очень близки по художественным и технологическим признакам: им свойственны незначительная моделировка в личном, развитое золотное шитьё, орнамент, обильное использование жемчуга и металлических дробниц.

На среднике пелены Венедикты Путиловой по малиновой камке вышито поясное изображение Богоматери "Одигитрия" с чуть повёрнутой в сторону Младенца головой, сидящего на Её левой руке. Младенец изображён прямоличным, с протянутой в сторону благословляющей рукой и свитком в другой руке. Как отметил В. Т. Георгиевский, лик и руки Богоматери "очень хорошего и тонкого рисунка".17 Личное шито плотно некрученым песочного цвета шёлком "в раскол" "по форме", полутоном подчёркнут рельеф ликов и глазные впадины, черты ликов отмечены тёмно-коричневой нитью. Белым шёлком шиты белки глаз. Одежды и нимбы выполнены серебряными и золотными прядёными нитями с тонкими цветными прикрепами. Рисунки швов: "черенок с ягодкой" - мафорий Богородицы, "денежка двойная" - гиматий Младенца, "клопчик" - Его нимб. На нимбе Марии – рельефный золотой узор в виде вьюнка. По контурам рисунка, складкам одежд, перекрестьям нимба у Христа, монограммам и другим деталям проложена бель, предназначавшаяся под жемчужное низанье. По кайме из чёрного бархата выложен белыми нитями под жемчуг стилизованный растительный орнамент в виде гирлянд.

Иконография пелены, вложенной Еленой Сисеевой, - традиционна. Оригинальной является орнаментация фона средника в виде растительных побегов, образующих клейма, в три из которых включены монограммы Богоматери и Христа. Личное шито некручёным шёлком песочного цвета "в раскол", местами "по форме" с оттенениями серым шёлком по лбу, вокруг глаз, по абрису ликов, на шеях и суставах рук. Черты ликов отмечены коричневым, белки глаз – белым. Одежды шиты прядёной золотной нитью с тонкой цветной прикрепой швами "черенок", "ягодка". Складки отмечены золотной "верёвочкой". Нимбы зашиты прядёным золотом: "городком" у Младенца и простым швом с рельефным растительным орнаментом у Богоматери, в который среди извивающихся веток в кругах были вшиты пять камешков, из которых сохранилось только два. Контуры изображения, нимб Младенца, детали одежды окружены тонкой белью под жемчужное низание. По каймам из малинового атласа также настилом выложен узор в виде веток с четырёхлепестковыми цветами и сердцевидными клеймами по углам.

В ризнице Троице – Сергиевой лавры хранится пелена "Богоматерь Одигитрия" со святыми: на боковых полях – Сергий Радонежский и Онуфрий Великий в рост, внизу - поясное изображение Никона Радонежского. На подкладке надпись чернилами: "Вклад Фёдора Ивановича Умного. 1554 г." Однако сведения Вкладной книги 1673 г. не дают твёрдых оснований отождествлять пелену с вышеназванным вкладом: "Федорова же Ивановича Умного и ево жены Мавры вкладу написано в отписных ризных книгах 83 (1575) году: … пелена камчатая, на ней вышит образ пречистые Богородицы золотом и серебром; у Спаса и у пречистые венцы и подписи жемчюгом низаны". Характер шитья пелены близок произведениям конца XVI века. Возможно, пелена предназначалась для иконы, известной в литературе как "келейная" Сергия Радонежского. Фон пелены – красный атлас. Лики шиты атласным швом "по форме" светло-серым шёлком с серовато-коричневыми притенениями. Всё остальное (фон средника, одежды святых) выполнены прядёным золотом и серебром "в прикреп" красно-коричневым, красным и светло-зелёным шелками; складки на одеждах, контуры нимбов выполнены серебром "по верёвочке", невысоким рельефом. На мафории Богоматери две звезды, низанные мелким жемчугом. Литургическая надпись шита золотом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие статьи:

Рококо
Рококо (от франц. rocaille — раковина, изделие из ракушек) — стиль искусства и литературы, развившийся в XVIII в. в Европе на почве декаданса феодально-дворянской культуры. Своего наиболее полного выражения он достиг во Франции, где после ...

Искусство хеттов и митанни
Второе тысячелетие до н.э. является интересным, но еще относительно мало изученным периодом в истории Передней Азии. В это время приходят в движение степные скотоводческие племена, а также и народы горной части Передней Азии. Важную роль ...

Алексей Кондратьевич Саврасов
Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 года в семье московского купца третьей гильдии. В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал "приспосо ...