Константинопольская икона Божией Матери "Одигитрия" была главной богородичной иконой византийского мира. Н. П. Кондаков писал: "Икона Божией Матери Одигитрии представляет средоточие не только иконографии Божией Матери, но и вообще христианской иконописи…"
Благочестивые предания возносили её появление ещё к раннехристианскому времени, связывая это событие с именем евангелиста Луки. Возможно, что причиной тому были некоторые признаки портрета, характерные для этого образа. Лики Матери, стоящей во весь рост, и Младенца, которого Она держит на руках, обращены прямо на зрителя. Эта черта была свойственна также святому Убрусу.
Портретный характер этой иконы может указывать на Египет, как на место её происхождения, а по некоторым сказаниям, при Александрийском патриархе Марке был епископ Фиваиды Лука, оставивший записку о написании им иконы Богоматери.
Византийские историки относили появление образа к 450-м годам, когда императрица Евдокия, жена Феодосия Младшего, будучи на Святой земле между 442 и 460 г.г., прислала "Одигитрию" в Константинополь из Иерусалима. А паломничества царственных особ Византии на Святую землю являются несомненным историческим фактом. Древнейшим свидетельством об иконе Божией Матери "Одигитрия" является отрывок из 1 книги "Истории" Феодора Анагноста или Чтеца, составившего ее около 530 года; и под датой около 450 года он упоминает о паломничестве Евдокии.
Следующее указание об иконе "Одигитрии" письма евангелиста Луки содержится в тексте, приписываемом Андрею Критскому, и относится он к эпохе иконоборчества. В нём говорится, что Рим славится иконами письма евангелиста Луки, и что между них есть икона Божией Матери, называемая "Римской". Иконографически она являлась типом иконы "Одигитрия". У него нет указаний, что такая икона хранится в Константинополе. Весьма возможно, что древняя восточная икона, находившаяся в Константинополе, погибла во времена иконоборчества, а после заменена образом из храма Одигон, откуда в дальнейшем и пошло её название.
Первое упоминание об этом храме относится к X веку. Продолжатель Феофана, рассказывая о походе императора Михаила III на критян в 866 году, отмечает, что полководец Варда вошел помолиться "в храм пресвятой госпожи нашей Богородицы, именуемой Одиги".
Название храма Н. П. Кондаков объясняет как "храм вождей", а более позднее сказание о явлении двум слепцам Богоматери, приведшей их к храму (икону называют также "Путеводительница"), считает традиционной легендой.
Вероятно, во времена императора Михаила III (842-867 г.г.) и началось почитание иконы. В более позднем сочинении XII века рассказывается, что Михаил III построил храм Одигон на месте часовни у святого источника, в котором слепые омывали глаза и получали исцеление.
Важнейшее свидетельство о константинопольской "Одигитрии" сохранилось в латинской рукописи XII века, представляющей собой перевод с греческого первоисточника 1063-1081 г.г., описывающего святыни Константинополя: "В части дворца рядом со Святой Софией, на морском берегу около Большого дворца находится монастырь Святой Марии Богородицы. А в том монастыре – святая икона Святой Богородицы, называемая "Одигитрией", что переводится "Путеводительница", потому что некогда было двое слепых, которым явились Святая Мария, отвела их в церковь свою и просветила их глаза, и они увидели свет. Эту икону Святой Марии Богородицы написал Святой Лука Евангелист, (изобразив) Спасителя на руке Её. С этой иконой Богородицы совершают процессии каждый вторник по всему городу, с великими почестями, пением и гимнами".
Похожие статьи:
Киавери и Микетти
Из итальянцев, кроме Трезини, были в Петербурге петровского времени еще только двое: Киавери и Микетти. Гаэтано Киавери (Gaetano Chiaveri; род. в 1689 году в Риме, ум. В 1770 году в Фолиньо) поступил на русскую службу в 1718 году. Он стро ...
Книжная и периодическая печать
Буржуазная реформа 60-х годов 19 в. не изменили коренного положения в отрасли печати. Временные правила (6 апреля 1865 г.) от предыдущей цензуры освобождали только столичные ежедневные газеты и журналы, а также книги объемом более 100 печ ...
Панк сегодня
Для большинства юных "панков" ("пионеров") России панк - это "говно". Масс-медиа крепко вбили в их головы и общества в целом стереотип панка - "человек с гребнем, который должен ходить грязным, копаться ...
Разделы