Изображение певцов и песнопений в древнерусском искусстве

Другая культура » Изображение певцов и песнопений в древнерусском искусстве

Страница 4

Толкование иконографии Собора Богоматери может быть связано с другими песнопениями рождественского цикла, например с основным песнопением праздника Собора Богоматери, его кондаком:

Иже прежде денницы

От Отца без матери

родивыйся,

На земле без Отца

воплотися днесь из Тебе.

Тем же звезда благовествует волхвам,

ангелы же с пастырьми поют

несказанное Рождество Твое, Благодатная.

Иконография "Собора" связана с текстом кондака на Рождество Христово, написанного знаменитым византийским гимнографом VI в. Романом Сладкопевцем:

Дева днесь пресущественнаго рождает,

И земля вертеп неприступному приносит,

Ангели с пастырьми славославят,

Волхвы же со звездою путешествуют;

Нас бо ради родися Отроча младо

Предвечный Бог.

В этом тексте Романа названы все образы, изображенные на иконе "Собор Богоматери", за исключением аллегорических образов дев.

Изображение певцов и песнопений можно встретить не только на иконах, но и на фресках. Они встречаются преимущественно в храмах, посвященных Богородице, например Акафист Богородице на фресках Благовещенского собора Московского Кремля. На фресках собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, расписанного в 1502—1503 гг. иконописцем Дионисием "со своими чады", значительная часть фресок связана с песнопениями в честь Богоматери. Большую часть занимает Акафист Богоматери. На южном люнете изображен "Собор Богородицы", на северном — композиция "О Тебе радуется", на восточном — "Покров Богородицы". Как отмечает И. Данилова, "во всех этих изображениях Богоматерь прославляется в различных аспектах: на южной стороне — как родившая Христа, на западной — как посредница между Богом и родом человеческим, на северной — как царица мира и, наконец, на восточной — как покровительница русской земли".

На фреске "Собор Богородицы" с правой и левой стороны от Богородицы расположены певцы. Они размещены друг против друга как два антифонных хора. Их руки протянуты к Богоматери, — жесты, изображающие пение. Они облачены в разноцветные ризы, округленные и остроконечные шапочки.

Одно из главных мест на стенах собора отведено изображению большой музыкально-поэтической композиции — Акафисту Богородицы. Акафист — торжественная многочастная композиция, состоящая из перемежающихся между собой тринадцати кондаков и двенадцати икосов. Первый кондак Акафиста, "Взбранной Воеводе победительная", восхваляет Богоматерь как победительницу, избавившую град от варварского разорения:

Тебе, Высшей Военачальнице,

избавившей от бед,

мы, рабы Твои, Богородица,

воспеваем победную и благодарственную песнь.

Ты же, имеющая силу

непобедимую,

освобождай нас от всяких бед,

чтобы мы взывали к Тебе:

Радуйся, Невеста Вечнодевственная5.

На столбе помещена фреска, изображающая пение Акафиста перед иконой Богоматери. С правой стороны расположены священник и дьякон с кадилом (каждение — знак усиленной молитвы), слева в позе моления предстоят архиерей, князь и народ.

Среди фресок Ферапонтова монастыря выделяется огромная композиция "О Тебе радуется", которая, как известно, была обязана своим возникновением гимну Богородице Иоанна Дамаскина "О Тебе радуется". Несомненно, это одна из самых красивых иконографических композиций.

Песнопение проникнуто радостным прославлением Богоматери, воплотившей Бога:

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,

Ангельский собор и человеческий род,

Освященный храме и раю словесный.

Девственная похвало,

Из нея же Бог воплотится и младенец бысть.

Прежде век сый Бог наш.

Ложесна бо Твоя престол сотвори,

И чрево Твое пространнее небес содела.

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь.

Слава Тебе!

Композиция фрески в целом отражает содержание песнопения. Округлые линии, преобладающие в композиции, соответствуют закругленности текста, образуемой повторением первой строки в конце.

Фреска наполнена множеством фигур, небесных сил, окружающих Богоматерь (ангельский собор) и предстоящих людей (человеческий род). Среди них — цари, патриархи, священнослужители, простой народ — женщины, мужчины и даже дети. Все они прославляют Богоматерь, восседающую на престоле с младенцем на руках.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Культура Древнего Рима и ее характерные черты
У исследователей культуры древнего Рима существуют различные взгляды на ее происхождение. Одни полагают, что собственно римской культуры не было, поскольку все, что сохранилось,- результат слияния и взаимодействия высокоразвитых (греческо ...

Фараон
Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести как царь, король или император. Фараон был верховным правителем м одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились как к ...

Азербайджанская вышивка
Азербайджанский народ на протяжении своей многовековой истории создал богатую и самобытную культуру, одной из высокоразвитых областей деятельности которой является декоративно-прикладное искусство. Это искусство существует издревле, оно о ...