Ирландию без большойдоли преувеличения можно назвать наиболее богатой в отношениидревней культурной традиции страной Западной Европы.Даже Исландияне обходит ее по этому показателю.Исходя из истории кельтов в ихпоздние периоды Британские острова явились тем заповедником,гдекультурная традиция сохранилась значительно больше и чище,чем наконтиненте.Сравнительная изоляция вызвала достаточно долгий период - 13 -чистого,сепаратного развития культуры,и поэтому мифология остров-ных кельтов несколько отличается от своих континентальных анало-гов,испытавших значительное влияние соседних культур.Однако и вБритании кельтская традиция не сохранилась.Последующие периодыримского,англосаксонского и норманнского завоеваний уничтожили ос-татки кельтов и их культуры.В несколько другой ситуации оказалисьУэльс и особенно Ирландия,однако и там саксонские и скандинавскиенабеги нанесли большой урон. орешник это дерево или кустарник
Сыграла свою роль и христианизация.Ирландия в этом плане являет разительный контраст с континентом,иприход христианства там был абсолютно ненасильственным,более то-го,старая и новая системы на редкость дружелюбно срослись,и не бы-ло более ревностных хранителей и переписчиков саг (ирл. scel),чеммногочисленные ирландские монахи.Однако несмотря на это была неиз-бежна значительная,хотя и мягкая и постепенная,цензура языческихтекстов.В итоге утеряно практически все учение кельтских друи-дов,включавшее столь важные элементы культуры как космогоническиеи эсхатологические мифы. Таким образом,ирландская мифология является наиболее ярким ичистым образцом кельтской мифологии,и в частности важнейшая тема -тема миропорядка - в ирланских scela предстает в своем высшем вы-ражении.Одним из примеров может послужить одна из центральныхscela - "Битва при Маг Туиред" (Cath Maige Turedh).Хотя эту сагунельзя назвать космогонической,упор несомненно делается на форми-рование миропорядка.В этом плане сага является лишь частью особогоцикла,центром которого можно назвать "Книгу захватов Ирландии"(Lebor Gabala Erenn).Весь цикл является отражением,углублением и - 14 -развитием собственно космогонических мифов,хранителями которых бы-ли друиды,и современное восприятие ирландских саг заметно затруд-нено невозможностью оценки постоянных ссылок и аллюзий на это уте-рянное знание.Однако несомненно одно - весь мифологическийцикл,образуемый в основном "Битвой при Маг Туиред","Книгой захва-тов Ирландии" и "Стариной мест" (Rennes Dindsenchas) демонстрируетодну фундаментальную кельтскую тему - начало,_Воформление миропоряд-_Вка_А.Постепенно новые волны завоевателей приходят в Ирландию,приносяс собой то,из чего складывается тотальный миропорядок - названиярек,гор и т.п.,обычаи,гейсы,обряды.
Часто саги говорят об открытииновых рек или внезапном осушении болот,возникновении равнин ит.п.Это также явно служит такому оформлению.Все с той же цельюпроисходят разделы сфер влияния в естественном и сверхъестествен-ном мирах.При этом явно прослеживается мысль,что все эти завоева-ния и не имеют никакой практической цели,а служат лишь оформлениюсакрального миропорядка.Так,в волшебных холмах - сидах сливаютсянедавние противники фоморы и Племена богини Дану (Tuatha DeDanann).Однако наиболее ярким примером может служить упоминавшаясяранее сага "Разрушение Дома Да Дерга" (Togail Bruidne DaDerga).Она является отражением ежегодного кельтского праздника Са-майн,заключавшегося в ритуальном разрушении миропорядка,враждебномстолкновении естественного и сверхъестественного миров,ритуальнойгибели короля в поединке с демоническим предводителем и последую-щем восстановлении миропорядка.В саге этот обряд хронологическисоотносится с праздником королевской власти в Таре и обрядомTarbfeis.Таким образом выдвигается идея о том,что нет отдельных - 15 -саг,отдельных обрядов,отдельных событий и т.п.,а есть лишь одинглобальный 1 миропорядок 0. Эта мысль достаточно часто выступает и в уэльских сагах.Веро-ятно,ее происхождение не ирландское,а более древнее - общекельтс-кое.В значительной мере она является отражением общего подходакельтского общества к миру,подхода без деления на своих и чу-жих,природу и культуру,космос и хаос и т.п.И этим подходом в ка-кой-то мере объясняется и судьба кельтской культуры,вызванная ееспецифическим стремлением интеграции в мировую культуру в частнос-ти и в глобальный миропорядок в целом.
Похожие статьи:
Русский портрет второй половины XIX века
Гоголь, Л. Толстой и Достоевский сказали свое слово о природе портрета. То что было сказано ими по этому поводу, нельзя отнести к теории искусства или к эстетике. Это всего лишь притчи, иносказания. Но в них заключены глубокие мысли, дале ...
Фотовек
Было время, когда кино еще не было, но уже была фотография. Фотографы первыми научились извлекать из реальности фрагменты нематериальной видимости и превращать их в магические изображения-объекты. Жизнь, сиюминутная и неуловимая, с изобре ...
Традиции и современность
Особая заслуга в становлении бытового костюма принадлежит Н.П. Ламановой – подлинному художнику по костюму. Ламановское трактование костюма не только вызывает интерес к чисто внешней стороне жизни общества, но заставляет вглядываться в бы ...
Разделы