Десять Ангелов-диаконов, несущих Честные Дары в потире и дискосе и рипиды, приближаются с двух сторон к честной трапезе, где их встречают еще два Ангела, с кадилом и дарохранительницей-сионом в руках, образы которых напоминали о троекратном каждении Даров священником при поставлении их на святой престол с произнесением слов: "Ублажи, Господи! Благоволением Твоим Сиона…". Под именем Сиона в данном случае, по словам И. Дмитриевского, "разумеется Церковь, верующая во Христа".
Особенностью композиции является изображение Христа-Агнца на престоле, пришедшее в иконографию Небесной Литургии из алтарной сцены "Службы святых отцов", где он представлял собой символ Христовой Жертвы, принесенной за спасение людей на земле. Перенесением Агнца из алтарной композиции в подкупольное пространство, в небесный обряд, составители иконографической программы - сербские богословы первой половины XIV в. - подчеркивали мысль о единстве Церкви воинствующей и Церкви торжествующей.
Отрока-Жертву окружает с обеих сторон сонм Архангелов, по жесту рук и позам тел которых видно, что они только что положили Господа на престол "во образ погребения" и отходят в страхе и трепете, давая простор совершению Божественной воли.
Сзади святую трапезу с предлежащими Дарами охраняет литургический "серафимо-херувим", держащий в руках прямоугольной формы рипиды с изображениями шестокрылов. Глубокое знание иконописцами богослужебных текстов и сознательное стремление создать художественные образы, наиболее адекватные словесным образам главных молитв Литургии, привело к сущностному слиянию серафима и херувима в один собирательный литургический образ Небесных сил, основанный на благодарственной молитве из литургии Иоанна Златоуста: "аще и предстоят Тебе тысящи Архангелов и тмы Ангелов, Херувимы и Серафимы, шестокрылатии, многоочитии, возвышающиися, пернатии, победную песнь поюще : Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф …".
Грачаничская "Небесная Литургия" дополняется новыми богослужебными смыслами в ее соотнесении со сценой "Воскресения Христова", расположенной на восточной стене над алтарным сводом. В нижней части этой композиции, разделенной на два регистра, представлено само Воскресение Господа в его древней иконографической форме "Сошествия во ад", а в верхней части, на фоне звездного неба, проходит узкий фриз Ангелов, поклоняющихся Этимасии. Процессия из восьми Ангелов несет рипиды с изображениями Серафимов и лабары с надписями "Свят, Свят, Свят" (слова Ангельской песни Евхаристического канона).
Совмещенная с композицией "Воскресения", сцена Поклонения Ангелов Этимасии, является как бы собирательным образом Литургии Великой Субботы, воспоминающей телесное пребывание Спасителя во гробе и Его Сошествие во ад. В этом контексте образ "Престола Уготованного", за которым написан Крест с символами Страстей Христовых - терновым венцом, копием и губой на трости, указывает на жертвенный характер Евхаристии, что согласуется со словами Херувимской песни, сочиненной специально для Литургии этого великого дня: "Да молчит всяка плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным…".
Изображение Небесной Литургии церкви Богородицы Одигитрии в Пече (до 1337 г.) по своей иконографической типологии примыкает к грачаничской фреске. Идущая непосредственно вокруг мандорлы с Пантократором, которую, как и в Грачанице, не поддерживают Ангелы, она включает в себя образ Господа и указывает на литургическую роль Творца Вселенной в Его небесной службе с Ангелами. Агнец на честной трапезе, покрытый воздухом и звездицей, написан так же, как и в предыдущем храме, - благословляющим, напоминая о том, что Он приносит Жертву и Сам же ее принимает на небесах (молитва Херувимской песни). Похожа и сама организация композиции, разделенной на две процессии из шести Ангелов-диаконов, несущих Честные Дары и литургические предметы от жертвенника на западе к честной трапезе алтаря на восточной стороне.
Тем не менее, ктитор и составитель иконографической программы архиепископ Данило II обогатил обычную для своего времени иконографическую программу собственными размышлениями о значении Литургии в соответствии с монашескими идеалами.
Так, в печской Богородичной церкви необычайно сильно подчеркнута роль Архангелов в Небесной Литургии, что не встречалось ранее в сербской храмовой стенописи. Два стоящих около восточной трапезы друг ко другу лицом хора Архангелов и местоположением, и числом, и царским одеянием выделены из остальной группы Сил Небесных. Здесь следует принять во внимание особое почитание монашествующими праздника Сил Бесплотных или Собора Архистратига Михаила (8 ноября), песнопения в честь которого повлияли на иконографию данной композиции Небесной Литургии. Стихиры на великой вечерне праздника говорят об общем призвании Ангелов и людей, а также объясняют литургическую, диаконскую роль Ангелов, поющих Трисвятую песнь во Славу Божию.
Похожие статьи:
Французское влияние в культурной жизни Москвы XVII века
С падением Киева в 1240 году и установлением монгольского ига духовный и политический центр Руси переносится на северо-восток, сначала во Владимир, а затем в Москву. Связи с западноевропейскими странами ослабевают, а то и совсем прекращаю ...
Украшения и отделка
Украшение одежды выполнялось тремя способами: качеством, вышивкой, нашивкой различных материалов – кружев, тесьмы и тому подобное. Узор формировался уточной нитью, перекрывавшей нити основы. Элементы орнамента чередовались с просветами ф ...
Искусство Феры
Открытый греческим археологом С. Маринатосом в 1968-1976 г.г. на острове Фера (ныне Санторин) древний город Акротири, погибший от землетрясения, поразил всех своим цивилизованным видом. В уцелевшем квартале дома располагались вдоль дороги ...
Разделы