В сцене Небесной Литургии церкви Вознесения монастыря Раваница появляется служащий Христос в архиерейском облачении, во всем подобный центральной фигуре композиции "Евхаристии" в алтаре. Изображения по-земному пышного Небесного церемониала, получили широкое распространение в сербском искусстве последующих веков.
Символическая интерпретация купольной росписи, как это видно из произведенного анализа некоторых ее образцов на примере сербских храмов XIII-XIV веков, далеко выходила за рамки простого понятия о "своде небесном", предназначенном для изображения Бога и окружающих Его Небесных Сил. Тесно связанные с богослужением Литургии, купольные сцены даже по способу своей живописной организации имели иконографические параллели среди фресок алтарного пространства – "земного неба", служащего для совершения Таинства Евхаристии.
Так, ряд пророков в тамбуре купола, держащих развернутые свитки, тексты которых, как правило, соответствуют читаемым на Литургии Великой Субботы ветхозаветным паремиям, можно уподобить проходящей в алтаре "Службе святых отцов", где церковные иерархи держат в руках подобные же свитки, но с текстами из евхаристического чинопоследования. Из этой же композиции в сцену Небесной Литургии перешел образ Христа-Агнца, встречающийся в росписи некоторых сербских памятников (Грачаница, церковь Богородицы Одигитрии в Пече).
Что касается самого изображения Небесной Литургии, здесь прямой параллелью алтарному "Причащению апостолов" служит образ честной трапезы, венчаемой киворием и покрытой вышитой индитией. Процессия Ангельских Сил, несущих Св. Дары, встречается в сцене Божественной Литургии (Марков монастырь). В церкви монастыря Раваница дважды повторяется образ Христа-Архиерея – в купольных и алтарных росписях.
Наконец, образы Вседержителя в зеркале купола и Богородицы со Христом-Младенцем в конхе апсиды, несомненно, являются венцом всей системы декора внутреннего пространства и вбирают в себя смысловое содержание как сюжетных композиций, так и отдельных иконных образов.
Похожие статьи:
Две линии поведения народов в Новозаветной истории мира
Народился на земле новый род Христовых — Церковь Божия. "Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы". Центростремительные силы любви сплотили племена. Церковный язык (латинский для Запада, гр ...
Культура дворянской усадьбы
Ярким эпизодом в истории русской культуры стала жизнь дворянской усадьбы. Она вобрала в себя дух просвещения и стремление к экономическому благоденствию, была проникнута никогда ранее с такой силой не проявлявшимся чувством природы. Ею по ...
Колокол как музыкальный инструмент
Колокола были единственным музыкальным инструментом, который не только не запрещался, но даже специально привлекался к богослужению в православной церкви. Колокола на Руси были излюбленным и демократичным музыкальным инструментом. Их люби ...
Разделы