Памятники купольного убранства сербских церквей XIII –XIV вв

Другая культура » Памятники купольного убранства сербских церквей XIII –XIV вв

Страница 4

Над Агнцем, лежащим на трапезе, машет рипидами Херувим, стоящий за престолом. Мотив Херувима в качестве проводника Божественной Премудрости, повторяется еще несколько раз в пространстве купола Богородичной церкви: этот чин небесной иерархии вручает свитки пророкам, предсказавшим Пришествие в мир Господа, соединившее небо и землю, и Евангелистам – "четырем главным носителям Духа Божия, все оживотворяющего и освящающего, соответственно четырем главным ветрам".

В сцене присутствуют два литургических престола. На западном, надписанном как "Святая трапеза", с балдахином, опирающимся на четыре столба с подвешенным к нему сосудом с миром, лежит святое Евангелие, копие, с помощью которого вынимаются частицы на Проскомидии и скрученный литургический свиток, на котором написано последнее заключительное слово "Аминь", видимо относящееся к концу молитвы перед Великим Входом и в то же время означающее бесповоротное решение Спасителя идти на вольную Страсть.

В то же время надпись "Святая Литургия" над восточной частью композиции, где изображена алтарная трапеза, обозначает важнейший момент евхаристической службы – молитвословия Анафоры, который в данном случае символично представляет Литургию в ее целостности.

Вокруг медальона с Пантократором проходит надпись, составленная из стихов 101 псалма (19-21): "Господь съ небесъ на землю призре услышати воздыхание окованных и разрешити сыны умерщвленных : возвестити в Сионе име Господне : и хвалу его в Иерусалиме :".

На тексте этого псалма, по своим начальным словам называемого "Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою", по замечанию Л.А. Щенниковой, основана благодарственная молитва Литургии Иоанна Златоуста, читаемая священником после молитвы "Отче наш", произносимой или поющейся всем собранием верующих . Таким образом, купольная роспись раскрывала то молитвенное состояние готовящихся принять Таинство Причастия и тем самым соединиться с Невидимым Богом, которым была наполнена читаемая священником от лица народа благодарственная молитва.

Указание на будущее славословие в небесном Иерусалиме, заключенное в тексте псалма, окружающего медальон с Пантократором, соотнесено и с изображенным в центре алтарной композиции "Причащения апостолов" "Сионом" – символом Церкви – Христова Тела – Нового Иерусалима.

В XIV в. в росписях храмов печской патриархии, наряду с новыми иконографическими темами, сохранялись старинные живописные традиции. Так, в купольной декорации церкви св. Димитрия в Пече, расписанной в 1345 г. под руководством ктитора архиепископа Иоаникия II (1338-1346 и патриарха с 1346 по 1355 гг.), художники вновь обратились к прежней схеме "Вознесения Господня", видимо, продолжавшей быть популярной в среде высших церковных иерархов ("Вознесение" появляется также на поновленном слое в росписях Жичи (1309-1316) при архиепископе Савве III), считавших себя продолжателями святосавской традиции.

Особенностью композиции Небесной Литургии, находящейся в куполе церкви Христа-Пантократора монастыря Дечаны (до 1350 г.) является большое количество участников (шестнадцать диаконов и шесть пресвитеров), что вызывает ассоциации с реальной торжественной процессией со множеством священнослужителей, которую дечанские художники могли видеть в больших соборных храмах и, в частности, в самих Дечанах.

Надпись, включенная в композицию Небесной Литургии: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея …" - серафимский гимн из видения пророка Исайи (Ис. VI, 3) – не соотносилась напрямую с изображенной темой Великого Входа, а указывала, скорее, на кульминационный момент духовного единения Ангельских и земных сил в "победной песни" Анафоры.

Показательно в этом отношении, что на честной трапезе, увенчанной мраморным балдахином и украшенной пурпурным антиминсом с выведенным на нем крестом, нет Агнца, а за пустым престолом стоят два литургических "серафимо-херувима", во всем подобные паре из сцены "Причащения апостолов". Отсутствие в дечанской "Небесной Литургии" самого важного для этой сцены образа Евхаристической Жертвы переносило акцент с иллюстрации конкретного богослужебного обряда на все ту же мысль о взаимном сослужении, хорошо выраженную словами молитвы Малого входа: "Владыка Господи Боже наш … сотвори со входом нашим входу святых ангел быти, сослужащих нам и славословящим Твою благодать…".

Что касается представления процессии Ангелов, перманентный круг которых разрывается на востоке изображениями честной трапезы и встречающего их Ангела-диакона с кадилом и дарохранительницей, в ней дечанские художники уже воспроизводили реальный богослужебный обряд. Каждый из двадцати одного Ангела, составляющих эту длинную вереницу, держал в руках какой-либо литургический предмет. Их изображения здесь чередуются по выполняемым функциям: пара рядом стоящих Ангелов несет зажженные свечи в подсвечниках, по одному представлены Ангелы с рипидами, сосудами с водой для умовения рук, Ангелы с кадилами; особо выделены пары Ангелов-священников в фелонях, епитрахилях и с набедренниками, которые несут на главах, покрытых белым воздухом, дискосы либо держат в руках потиры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Эпоха Возрождения
Эпоха Возрождения отличается не только культурным развитием стран Западной и Центральной Европы, но и идейным и политическим развитием. Наиболее примечательна в этот период деятельность двух так называемых "социалистов-утопистов&quo ...

Замки Японии
Грандиозные замки с высокими башнями, украшенными многоярусными крышами, стали характерной чертой японской архитектуры XVI—XVII вв. В эпоху «Сэнгоку дзидай» крупные, хорошо укрепленные твердыни были столицами удельных самурайских вождей ( ...

Улица Михайлова
К числу славных летчиков, повторивших подвиг Николая Гастетелло, принадлежит и Евгений Витальевич Михайлов. Памятник ему установлен на улице его имени (скульптор Г.Шакиров). Лицо юноши в летном шлеме как бы выступает из стальной стелы, ...