Если к композиции на данной миниатюре лучше всего подходит символическое толкование Н.И. Троицкого: "Слово, возседящее на Херувимах и всесодержащее, открывшись человекам, дало им Евангелие в четырех видах, но проникнутое одним Духом", то изображения тетраморфов в лесновской "Небесной Литургии" дословно соответствуют своему литературному источнику – описанию пророком Иезекиилем видения "четырех живых существ", носящих престол Сына Человеческого в виде облака, движимого сильным ветром (Книга прор. Иезекииля, гл. I).
В полном соответствии со словами ветхозаветного пророчества образы тетраморфов окружают Престолы20 - крылатые круги в виде колес, "ободья <которых> полны глаз кругом" .
Помимо аллюзии с ветхозаветным прообразом, изображение в верхней части Небесной Литургии семи Престолов и шести Серафимов, иконографически заменяло словесное надписание Трисвятой песни, традиционное для этой сцены, а также надписи, которые обычно сопровождают в ней образы Ангелов.
Среди изображений восьми пророков, расположенных между оконными проемами в барабане купола, особо выделена фигура Иоанна Крестителя, помещенная на восточной стороне, прямо под честной трапезой. Интерпретированный как символ Христова страдания (держит в левой руке Крест и свиток с надписью: "Се Агнец Божий вземляй грехи мира…"), он также, вместе с образами Пантократора в куполе и Богородицы в апсиде, составлял единый монументальный Деисус в вертикальном положении, эсхатологический смысл которого соответствовал погребальному назначению церкви (здесь покоились мощи св. Гавриила Лесновского и ктиторов храма).
Особого внимания с точки зрения введения новых иконографических мотивов, которыми так богата роспись лесновского храма, заслуживает фресковое убранство верхних зон притвора церкви (1349 г.), венчаемое образом Пантократора в куполе.
Традиционное изображение Господа дополняется здесь двумя символическими композициями на подкупольных сводах, где написаны две фигуры Вседержителя в мандорлах в окружении Сил Небесных. На северном своде представлено ветхозаветное видение Христа-Премудрости, а на южном – Христос-Космократор на "Престоле Херувимском", окруженный хором из тридцати трех Ангелов, представленных погрудно вокруг мандорлы, небесными светилами, земными стихиями и знаками Зодиака. Это изображение является дословной иллюстрацией 148 псалма "Хвалите Господа с небес…" и впервые встречается в сербской монументальной живописи.
Данная сцена, пространственно соотнесенная с главным образом Пантократора, сообщает живописи верхних зон притвора лесновской церкви древнее значение купольной росписи как символического отражения представлений о структуре космоса – значение, известное по многим раннехристианским памятникам (купольная мозаика мавзолея Санта-Констанца в Риме (ок. 315 г.), ротонды св. Георгия в Салониках (начало V в.), церкви в Витингтоне (Великобритания), храма Св. Марии в Хинтоне (Великобритания) и многих других).
Еще одна интересная деталь, на которую стоит обратить внимание при описании подкупольных фресок лесновского притвора, – это изображения великих святых отцов IV в. - святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Назианзина и Афанасия Великого, представленных на пандативах, где они заменяют фигуры Евангелистов.
От основания пюпитров, сидя за которыми святители сочиняют свои богодухновенные тексты, текут водные источники - широкие реки, к которым притекают люди – как верные, так и язычники - почерпать Божественной Премудрости. В литургическом контексте, ассоциация с которым возникает при одном взгляде на образы великих творцов Литургии, изображения "приснотекущих" рек выступают символическим представлением Святого Причастия, утоляющего духовную жажду, или говоря по-евангельски, "истекающего во чрево" и образующего непрестанно текущие реки "воды живы" (Иоан. VII, 38).
Пожалуй, ни в одном сербском храме не появлялось более столь богатых в иконографическом отношении и поэтически осмысленных купольных росписей, как в стенописи церкви Святых Архангелов Михаила и Гавриила в Лесново.
Памятники, принадлежавшие к последнему архитектурно-стилистическому направлению средневековой Сербии (так называемой "моравской школе") и продолжавшие афонскую архитектурную традицию, прибавили лишь несколько новаторских черт к уже сложившейся системе купольной декорации.
Так, например, в куполах церквей Вознесения монастыря Раваница и Святой Троицы монастыря Ресавы новшеством является увеличение числа пророков и ветхозаветных праведников в подкупольных зонах, а также сильно развитая иконографическая программа малых куполов, повторяющая в основных чертах структуру изображений главного купола.
Похожие статьи:
Искусство XVIII века
XVIII век в Западной Европе стал последним этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. На протяжении этого века продолжалась грандиозная ломка всех существовавших ранее общественных и государственных устоев. В XVIII столетии ...
Танго
Год создания:1910
Изначально танго - энергичный танец из категории танцев фламенко из Испании. С испанским завоеванием Южной Америки танго вместе с другими народными испанскими танцами было завезено с поселенцами в Аргентину. Хотя это то ...
Тинторетто
Полной противоположностью Веро-незе был его современник Тинто-ретто (1518—1594), настоящее имя которого Якопо Робусти Он родился в Венеции и был сыном красильщика, отсюда и прозвище мастера — Тинторетто, или Маленький Красильщик
Обили ...
Разделы