В следующих по времени создания трех важнейших церквах эпохи короля Милутина – церкви Иоакима и Анны в Студенице, церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричине и церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница появляется изображение Небесной литургии. В течении первой половины XIV в. эта композиция не сильно менялась, хотя в каждом храме имела свои интересные особенности.
Небольшая Кралева церковь в Студенице (1314 г.) по своему архитектурному решению представляет собой куб, символизирующий собой четыре стороны света, который покрыт куполом, как небом. Подобная организация пространства напоминала о раннехристианских постройках (храм Св. Софии в Едессе), в которых земля и небо понимались как части Вселенной, которыми владеет Небесный Царь.
В Кралевой церкви погрудное изображение Христа-Пантократора в медальоне, бдящего над христианским космосом, приобретает сложное значение. Окруженный четырьмя апокалиптическими животными, серафимами и огненными кругами, Его образ имеет вид апокалиптического видения Второго Пришествия Христова (Откр. IV, 6-8, Иез. I, 10). Вседержитель и Космократор появляется здесь как Судия, Который должен вновь прийти.
Тонко осмысленная иконографическая программа Кралевой церкви, последовательно развивавшая темы Второго Пришествия Господня и общего Воскресения, по всей видимости, была разработана самим королем Милутином, подарившим свою церковь монастырю, а также учеными богословами из его окружения, каковыми являлись, скорее всего, здравствовавшие в то время архиепископ Савва III (1309-1316) и студеничский игумен Иоанн.
Плохо сохранившийся фриз Небесной Литургии, проходивший под медальоном Пантократора, представлял собой Великий Вход, совершаемый Ангелами-диаконами, несущими покровенные Честные Дары и шествующими с ними от жертвенника на западной стороне к честной трапезе на востоке. Процессия возглавлялась Архангелами, охраняющими восточный престол, на котором находился единственный возженный светильник. В контексте эсхатологической тематики храма, лишенная литургических предметов святая трапеза напоминала об Этимасии – Престоле, уготованном Судии мира.
Пророческий ряд Кралевой церкви составляли ветхозаветные визионеры, предсказавшие Христово Воскресение. Тексты их свитков в точности соответствовали паремиям, читаемым на Литургии Великой Субботы в преддверии праздника Пасхи (Иезекииль (XXXVII, 3), Исайя (Пост. 1,1), Илия (IV цар. II, 6), Елисей (IV цар. II, 4 или II, 30), Иона (II, 3), Аввакум (III, 2), Иеремия (XXXVIII, 31) и Софония (III, 14).
Изображением в подножии тамбура кольца медальонов с погрудными образами Христовых предков - соединенных вместе ветхозаветных патриархов (Исаак, Иаков, Иуда) и праведников (от Фареса до Овида и от Салафиила до Елиуда) на южной и западной сторонах круга и царей (десятерица от Ровоама до Манасии) на северной - живописцы отчетливо выразили идею о Христе как Царе и Священнике.
В сильно поврежденной купольной росписи церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18 гг.), сохранился образ благословляющего Пантократора, Которого носят Ангелы. Изображение Господа заключено в круглую мандорлу, из которой исходят крупные световые лучи. Лучи Христова медальона означают, что Господь представлен внутри солнечного космологического символа. Таким образом, Пантократор появляется, согласно Евангелисту Луке, как "восток свыше: Просветити во тьме и сени смертней седящия…" (Лк. I, 78-79) и в солярном обличии, предсказанном пророком Захарией (Зах. III, 8; VI, 12) и Малахией (IV, 2). Метафора о Христе-Солнце Правды вообще была излюблена у христианских писцов и часто встречается в богослужебных текстах.
В сцене "Небесной Литургии", аналогичной рассмотренной выше, развивалась все та же тема Великого Входа – Ангельской процессии со Честными Дарами, идущей от трапезы протезиса к алтарному престолу.
В четырех малых куполах нагоричинской церкви находились погрудные изображения Евангелистов, символизировавшие распространение Христова учения по всем четырем сторонам света.
Фресковое убранство купола церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница (1319-1321 гг.) включает хорошо сохранившуюся сцену Небесной Литургии, окружающую медальон с образом Пантократора, роль Которого здесь осмысливается, в отличие от предшествующих изображений, уже в сугубо литургическом ключе.
Сербское храмовое искусство, всегда склонное к конкретному и деятельному мышлению, по-своему интерпретировало популярную в византийском мире того времени идею взаимосвязи земной и Небесной Литургий, что выразилось в достоверности изображения действий и принадлежностей Ангельского служения, заимствованных из реального литургического обряда.
Похожие статьи:
Рельеф Дмитрия Солунского в Оружейной палате
Дмитрий Солунский на коне. Стеатитовый рельеф. XI-XII вв. Москва. Оружейная палата.(Saint Demetrios de Thessalonique a cheval. Steatite sculptee en ronde bosse. XI-XHe s.s. Chambre des Armures. Moscou.)
Рельефная икона Дмитрия Солунско ...
Образование между культурой и цивилизацией
Пренебрежительное отношение к почвенникам и почвенничеству стало едва ли не показателем элитарности в культуре, ибо последнее из памятных проявлений почвенности именовалось "деревенской" литературой, прогрессистам-западникам не ...
Две линии истории в зеркале представлений о цели музыки
Пути традиции и антитрадиции определяются по направлению к конечной цели: обожению или осатанению жизни. "Аз есмь путь и истина и жизнь". Слова Христа осветили путь возвышения музыки, а дьявол стремится склонить человечество к п ...
Разделы